ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В КУЗБАССЕ

article3921.jpg

 О.В. Ким, к.и.н., доцент 

Е.Ю. Усольцев, председатель обкома профсоюза охраны, КемГУ, г. Кемерово 

 Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и особенности развития внутреннего туризма в Кемеровской области. Дается оценка факторов, сдерживающих развитие  туриндустрии, и рассматриваются подходы к оптимизации развития регионального турпродукта. Авторы предлагают ряд целесообразных шагов, позволяющих продуктивно задействовать новые туристские ресурсы Кузбасса и поддержать консолидацию профессионального сообщества. Ключевые слова: внутренний туризм, социальный туризм, туристские информационные услуги, безопасность в туризме О необходимости диверсификации экономики Кузбасса говорят все региональные политики. В современных социальноэкономических, технологических и политических условиях Кемеровская область не может эффективно развиваться как исключительно ресурсодобывающий район. В XXI с угольной промышленностью связано примерно 16% населения области, и это количество людей постепенно сокращается. Металлургия и химическая промышленность сохраняют высокое значение в региональной экономике, однако доля этих производств снижается [1]. На наш взгляд, ведущие тенденции современности связаны с развитием постиндустриального общества. Для этой стадии развития характерны глобализация, рост интернационализации бизнеса и производств, социальный рост среднего класса и коммуникативного труда, развитие новых жизненных стратегий. В этом смысле туризм является одной из важных сфер постиндустриальной экономики, в которой решается широкий спектр важнейших социальноэкономических задач. Туристский потенциал разных регионов мира и разных регионов России не одинаков. Например, во Франции 53% территории страны являются туристской рекреацией – к этому располагают старинные центры городов, морские побережья, развитая инфраструктура отдыха, развитые коммуникации, сфера обслуживания. Значительную роль играют «раскрученные» национальные бренды – французские сыры и вина, Париж как европейский центр культуры и искусства, замки в долине Луары и многое другое. Похожая ситуация в Германии, где количество культурных достопримечательностей под эгидой Юнеско превышает 3600 объектов [2, с. 162].  Грандиозные преимущества получают страны и регионы, обладающие морским побережьем в тропических и субтропических зонах. В России тоже есть города и регионы с развитой туристской индустрией и выраженным культурноисторическим и рекреационным потенциалом – Москва и СанктПетербург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Карелия, Алтайский край и республика Алтай, Иркутская область и Бурятия (оба региона связаны с Байкалом) и другие. Необходимость развития туризма в Кузбассе очевидна; но эта задача сталкивается с рядом проблем и условий, преодоление которых требует системного подхода. На этом фоне положение Кемеровской области выглядит неоднозначным. С одной стороны, в Кузбассе развивается законодательная база туристской деятельности, формируются соответствующие исполнительные институты. Так, в 2009 году был принят ряд значимых региональных законов, регулирующих развитие туризма в Кузбассе. Это закон «О туристской деятельности» от 06.02.2009 г. № 5-ОЗ; Закон «О развитии внутреннего и въездного туризма» от 13.07.2009 г. № 88-ОЗ; закон «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области» от 08.06.2009 г. № 67-ОЗ – и ряд других законов и постановлений [3]. Отдельная отраслевая «Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года» устанавливает цель «формирования в Кемеровской области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для роста внутреннего и внешнего туристских потоков, а также развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в качественном отдыхе» [4]. Еще одним видимым результатом реализации Стратегии развития туризма в Кемеровской области стало создание двух туристско-рекреационных кластеров – вокруг горнолыжного курорта Шерегеш, и областного туристско-рекреационного кластера [5, 6]. При всем этом Кемеровская область в процессе развития туриндустрии сталкивается с рядом острых проблем, среди которых большое значение имеют социокультурные и логистические. Прежде всего – отсутствие развитой городской  рекреации, недостаток значительных культурно-исторических памятников. Исторически и административно наш край до 1943 года относился к Томской губернии, а затем Томской области. Громадная часть дореволюционных культурных и исторических ресурсов сконцентрировано в Томске и вокруг него. Столичный Кемерово фактически развивается с 1920-х годов, а современный центр города строится в 1950-1960-х годах. Памятники XVIII-XIX веков в Кузбассе немногочисленны: это Кузнецкая крепость, центр старого Мариинска, некоторые исторические постройки в Гурьевске. Кемеровская область формировалась в эпоху советской индустриализации, когда абсолютные приоритеты развития были связаны с промышленностью, экстенсивным экономическим ростом, форсированной, но фрагментарной модернизацией. Города Кузбасса складывались вокруг промышленных предприятий, и в 1940-1970-е годы проблемы рекреации, отдыха, досуга существенно отодвигались на второй план. Значительная часть задач организации отдыха работающего населения возлагалась на профсоюзные организации градообразующих предприятий. Одной из проблем развития туризма в регионе является транспортная доступность имеющихся туристских рекреаций. Через центр Кемеровской области, по сути, не проходит существенный транзитный поток туристов на восток, например, в сторону Байкала. Жители Томска, Новосибирска, Красноярска двигаются на Алтай в основном, в объезд Кузбасса. А ведь именно транзитный поток туристов на личном транспорте и формирует питательную среду, на которой вырастает сопутствующий туризму бизнес. Транспортная проблема имеет и другие аспекты. Например, нет хорошей и короткой автомобильной дороги к Поднебесным Зубьям. Весьма ограничены по транспортной доступности туристские ресурсы Шорского национального парка. Затруднительна организация массовых экскурсий из областного центра в Мариинск – далеко, и сопутствующая туризму инфраструктура на севере области еще не развита. На развитие туризма в Кузбассе негативно сказался экономический кризис 2014-2016 годов. Так в 2014–2015 годах сохранялись достаточно высокие доходы от оказания  туристских услуг – 4 млрд. 376 млн. в 2014 году и 4 млрд. 256 млн. в 2015 году. В 2016 году зафиксировано достаточно резкое падение объема туристских услуг в Кемеровской области – 3 млрд. 884 млн. [7]. Факторами этих неблагоприятных изменений являются проблемы развития малого и среднего бизнеса, снижение реальных доходов жителей области, конкуренция со стороны соседних регионов и т. д. Указанные трудности вовсе блокируют развитие туризма в Кемеровской области. Значительная часть этих проблем решаема в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Нужен трезвый, рациональный подход к поиску и выделению приоритетных направлений развития. Авторы статьи предпринимают попытку анализа средств и методов, при помощи которых могут быть решены некоторые общие и частные вопросы, концептуализируют их в виде тезисов. 1. Туризм является одним из способов социального развития региона. Для принятия организационных решений необходимо признание абсолютной важности развития индустрии туризма в Кузбассе. Мультипликационный эффект от развития туриндустрии позволит создавать новые рабочие места, оживить ситуацию в малом и среднем бизнесе, позволит создать новые формы взаимодействия власти, бизнеса, субъектов туриндустрии, а также образовательных, культурных и спортивных учреждений. Доходы, полученные от разных видов туризма, могут стать быть направлены на финансирование работ по созданию необходимой инфраструктуры, которая, сама по себе обладает многоцелевым назначением (дороги, гостиницы, система общественного питания и т.д.). Они позволяют поддерживать мероприятия по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона. Деньги туристов начинают работать на экономику региона, когда турфирма покупает производимые в регионе товары и услуги. Регион, получив деньги от туристов, выплачивает из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату  услуг. Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет их воздействие на местную экономику [8, с. 218]. 2. Принципиальная ориентация на внутрирегиональный туризм. Увеличение туристского потока в Кузбасс из столичных центров и зарубежных стран это крайне желательное явление. Однако рассчитывать на то, что кузбасский туризм будет развиваться за счет многомиллионных внешних посещений, в близкой перспективе нельзя. По нашему мнению, принципиальные сдвиги в развитии региональной туриндустрии начнутся тогда, когда ее стратегия и потенциал будут обращены к нуждам жителей Кемеровской области. Такой подход подразумевает приоритетное развитие бюджетных и коротких 2-5-дневных внутренних маршрутов и однодневных экскурсионных программ, развитие местного туризма «выходного дня». Очевидно, что при этом подходе возрастает нагрузка на социальный туризм, на группы школьников, на корпоративные поездки. Следует выделить центры притяжения внимания жителей региона и поддержать их развитие на уровне муниципалитетов. Поэтому важно проанализировать транзитные пути через областные центры на предмет организации услуг для проезжающих через Кузбасс путешественников и отдыхающих. Для этих целей должны объединиться масса муниципальных и коммерческих структур. Одним из методов организации турбизнеса могут быть соглашения муниципалитетов на обмен турпотока, например, групп учащихся на каникулах. 3. Развитие региональной интегрированной информационной среды. Важным аспектом развития туризма в Кузбассе является информационное продвижение и реклама рекреационного потенциала области. Эта задача, в свою очередь, тесно связана с проблемой создания туристских брендов. Нужен привлекательный, узнаваемый образ, отражающий региональную специфику. В массовом восприятии Кузбасс связан с угольной промышленностью, к чему располагает само название региона. Позитивный брендинг дестинации предполагает фокус на неиндустриальных аспектах – таких как сибирское здоровье, экология, этническая культура,  спортивный туризм и даже евразийский культурный транзит. Схожие темы были с успехом реализованы в соседних регионах Алтайского края («В Алтайском крае – все настоящее»), республики Алтай («Алтай исцеляет»). Электронные средства информирования в сетях интернет, использование геолокации и аналоговые путеводители. В настоящее время в Кемерово создан туристский информационный центр. Совместно с туристско-рекреационным кластером ТИЦ Кузбасса создал интернет-портал, посвященный туризму в Кузбассе [9]. Но в целом деятельность по созданию интегрированной информационной среды в туризме находится в начальной стадии. Необходимый этап региональной рекламной политики это создание имиджа Кузбасса как центра событийного туризма для соседних городов и областей [10]. Один из аспектов информационного продвижения – формирование всей линейки полиграфической продукции, рекламирующей региональный туризм. Необходимы туристские карты городов и районов Кемеровской области. Путеводители и туристские каталоги по Кузбассу. Темами для таких электронных путеводителей могут быть: музеи и выставки; промышленный туризм, включая угольные разрезы с посещением внутренних музейных экспозиций, городские достопримечательности, объекты познавательного, культурно-исторического, религиозного туризма; этнотуризм; сельский туризм и прочее. Эти информационные задачи необходимо решать на современном технологическом уровне. Большое значение будут иметь разнообразные мобильные приложения, которые турист сможет устанавливать и использовать бесплатно. Туристская информация о городе должна отображаться в Гугл и Яндекс картах, содержать карты доступной среды и т.п. Важной задачей на этом направлении является развитие современной системы геолокации, а также разработка QR кодирования для всех рекреаций и туристских мест [11]. 4. Актуальность социального туризма для региона. Одно из серьезных препятствий для развития туризма в Кузбассе является относительная инертность населения, которое вынуждено экономить на отдыхе и развлечениях. Эта ситуация в значительной мере может быть скорректирована активной  социальной политикой власти и руководителями на местах. Социальный туризм полностью или частично осуществляется за счет бюджета муниципалитетов, предприятий или государственных учреждений. Особое значение имеют образовательные – вузы, школы. Существенной частью социального туризма является работа с инвалидами, социально незащищенными слоями населения. Это направление работы было развито в советский период, и его традиции и методы еще не вполне забыты. В современных условиях социальный туризм принципиально сочетается с задачами развития корпоративной политики. Совместный досуг, здоровый образ жизни, формирование среды для неформального общения людей используются как средство улучшения психологического климата в коллективе, как способ формирования корпоративного духа, повышения лояльности работников. Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Это вызывает рост нагрузки на бюджет. Но системная политика развития туризма в Кузбассе должна подразумевать серьезные социальные аспекты. Определенная инфраструктура для поддержания и развития социального туризма в области есть. Это, прежде всего, детские лагеря отдыха, а также лечебно-оздоровительные учреждения, санатории. В региональной туриндустрии активно задействованы несколько десятков детских лагерей, санаториев и баз отдыха для взрослых. Существуют туристские спортивные клубы, в которых пока еще сохраняется ядро специалистов гидов-инструкторов. Они способны работать с детскими и взрослыми группами на организационных основах социального туризма. Организация и поддержание социального туризма могут стать важными формами взаимодействия региональных органов власти и турбизнеса. Отметим, что социальный туризм позволяет решать не только утилитарные коммерческие задачи. Он также является серьезным инструментом патриотического, краеведческого, экологического и спортивного воспитания молодежи и, шире, всего населения.  5. Организация мер по туристской безопасности. Если принять сегодняшние официальные планы на рост туристского потока в Кузбассе до трех миллионов посещений в год, возникает задача существенной проработки вопросов безопасности. Особую значимость приобретают вопросы безопасности, ответственности и страхования туристов, туроператоров и турагентов, владельцев и управляющих активами гостиничного бизнеса, консалтинговых компаний, перевозчиков и владельцев транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Немалое внимание туристов привлекает экстремальные виды отдыха. Вызывают популярность практически все его виды, в том числе на территории малонаселённых горных и таёжных районах. Прыжки с парашютом, роупджампинг, авто-, вело-, мототуризм, походы, снегоход, сани, собачьи упряжки, сноуборд, горные лыжи и другие виды активного отдыха создают определенный риск как для здоровья и жизни. Важный аспект безопасности это оперативный доступ к связи и информации. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 252 «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации» организаторов, оказывающих услуги в сфере активного вида туризма, туристам, осуществляющим самостоятельные путешествия на территории Российской Федерации не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала путешествия информировать территориальный орган МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имущества [12]. В настоящее время МЧС России поручено утвердить порядок информирования ведомства. Мы можем рекомендовать спасателям развивать информационные каналы в первую очередь в социальных сетях. Этот информационный трафик позволит усилить позиционирование Кузбасса как безопасной туристической зоны. Возможно создание рейтингов безопасности территорий, которые сами по себе вещь интересная и полезная, но при условии, что они сформированы профессионально, исключительно на основании прозрачных и  обоснованных критериев, независимыми от политического и иного влияния экспертами и специалистами. Так же для совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасного туризма возможно создание ситуационного центра. Его потенциальные задачи: мониторинг состояния безопасного туризма, информирование туристов о потенциальных угрозах в режиме реального времени, а также помощь в защите их прав и законных интересов. Обеспечение безопасности туристов в период прибытия, использования транспорта и перемещения требует создать единую информационную базу данных государственных и негосударственных организаций, оказывающих услуги в туристской сфере и ведущих учет прибывших туристов. Ограниченные объемы и задачи данной статьи не позволяют затрагивать все аспекты и проблемы развития регионального туризма. Данная публикация для авторов является приглашением к широкой дискуссии и поиску конкретных практических мер для поддержания региональной туриндустрии. Очевидно, что первоочередные задачи связаны с консолидацией заинтересованных в туризме деятельных людей и организаций. По нашему мнению, первоочередная задача это формирование информационного пространства для обсуждения проблем развития туризма в Кузбасса. Экспертное мнение заинтересованного профессионального сообщества позволяет, в конечном итоге, превращать перспективные программы развития в конкретные региональные туристские продукты. 

← Назад

Интеграция
Интеграция
 
 

 

города Новокузнецк, Кемерово