Проблема продвижения регионального туризма в Кузбассе

article3880.jpg

 Авторы статьи Ким Олег и Усольцев Евгений не претендуют на всесторонний охват проблемы развития туризма в Кузбассе. При этом нас интересует попытка анализа средств и методов, при помощи которых могут быть решены некоторые общие и частные вопросы.

О необходимости диверсификации экономики Кузбасса говорят все региональные политики. В современных социально-экономических, технологических и политических условиях Кемеровская область не может эффективно развиваться как исключительно ресурсодобывающий район. В XXIвеке с угольной промышленностью связано примерно 16% населения области, и это количество людей постепенно сокращается. Металлургия и химическая промышленность сохраняют высокое значение в региональной экономике, однако доля этих производств снижается  – промышленный потенциал Кузбасса формировался и функционировал в условиях, принципиально отличавшихся от современных. На наш взгляд, ведущие тенденции современности связаны с развитием постиндустриального общества. Для этой стадии развития характерны глобализация, рост интернационализации бизнеса и производств, социальный рост среднего класса и коммуникативного труда, развитие новых жизненных стратегий. В этом смысле туризм является одним из важных сфер постиндустриальной экономики. Он позволяет решать широкий спектр важнейших социально-экономических задач.
Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма в мире занято 60% всей рабочей силы. Туризм расширяет вклад в платёжный баланс страны, развивает сферы хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие.
Естественно, что туристский потенциал разных регионов мира, и разных регионов России не одинаков. Например, во Франции 53% территории страны являются туристской рекреацией – к этому располагают старинные центры городов, морские побережья, развитая инфраструктура отдыха, развитые коммуникации, сфера обслуживания. Значительную роль играют «раскрученные» национальные бренды – французские сыры и вина, Париж как европейский центр культуры и искусства, замки в долине Луары и многое другое. Похожая ситуация в Германии, где количество культурных достопримечательностей под эгидой Юнеско превышает 3600 объектов. Грандиозные преимущества получают страны и регионы, обладающие морским побережьем в тропических и субтропических зонах.
 В России тоже есть города и регионы с развитой туристской индустрией и выраженным культурно-историческим и рекреационным потенциалом – Москва и Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Карелия, Алтайский край и республика Алтай, Иркутская область и Бурятия (оба региона связаны с Байкалом) и другие. Необходимость развития туризма в Кузбассе очевидна; но эта задача сталкивается с рядом проблем и условий, преодоление которых требует системного подхода.
На этом фоне центральных регионов положение Кемеровской области выглядит неоднозначным. Одна из проблем – отсутствие развитой городской рекреации, недостаток значительных культурно-исторических памятников. Исторически и административно наш край до 1943 года относился к Новосибирской области, а до того к  Томской губернии. Громадная часть дореволюционных культурных и исторических ресурсов сконцентрировано в Томске и вокруг него. Столичный Кемерово фактически развивается с 1920-х годов, а современный центр города строится в 1950-1960-х годах. Памятники XVIII-XIX веков в Кузбассе немногочисленны: Кузнецкая крепость, центр старого Мариинска, некоторые исторические постройки в Гурьевске.
Кемеровская область формировалась в эпоху советской индустриализации, когда абсолютные приоритеты развития были связаны с промышленностью, экстенсивным экономическим ростом, форсированной, но фрагментарной модернизацией. Города Кузбасса складывались вокруг промышленных предприятий, и в 1940-1970-е годы проблемы рекреации, отдыха, досуга существенно отодвигались на второй план. Значительная часть задач организации отдыха работающего населения возлагалась на профсоюзные организации градообразующих предприятий. Многие предприятия и организации Кузбасса в 1950-1980-е годы проводили для своих работников довольно внушительную по современным масштабам социальную политику. В нее входило строительство санаториев и профилакториев, стадионов и клубов, организация отдыха за пределами области, спортивные мероприятия и туристские слеты, поддержание туристских и спортивных обществ. К сожалению, по мере деградации советской социальной инфраструктуры многие направления и ресурсы в этой сфере деятельности были потеряны.
Одной из проблем развития туризма в регионе является транспортная доступность имеющихся туристских рекреаций. В последнее время в Кузбассе идет активная модернизация дороги ведущей в горнолыжный курорт Шерегеш. Строительство магистрали на юг Кузбасса это существенное развитие коммуникации и экономического потенциала в области. Однако проблема не сводится исключительно к поддержанию турпотока в Шерегеше. Через центр Кемеровской области, по сути, не проходит транзитный поток туристов из «России» на «Восток», например, в сторону Байкала. Жители Томска, Новосибирска, Красноярска двигаются на Алтай в основном, в объезд Кузбасса. А ведь именно транзитный поток туристов на личном транспорте и формирует питательную среду, на которой вырастает сопутствующий туризму бизнес. Транспортная проблема имеет и другие аспекты. Например, нет хорошей и короткой дороги к Поднебесным Зубьям. Весьма ограничены по транспортной доступности туристские ресурсы Шорского национального Пока еще затруднительна организация массовых экскурсий из областного центра в Мариинск – далеко, и сопутствующая туризму инфраструктура на севере области еще не развита.
На развитие туризма в Кузбассе негативно сказался экономический кризис 2014-2016 гг. Если в 2014–2015 гг. сохранялись достаточно высокие доходы от оказания туристских услуг – 4 млрд. 376 млн. в 2014 г. и 4 млрд. 256 млн. в 2015 г. В 2016 г. зафиксировано достаточно резкое падение объема туристских услуг в Кемеровской области – 3 млрд. 884 млн. Факторами этих неблагоприятных изменений можно продолжительную стагнацию экономики продолжавшиеся на протяжении нескольких лет снижение реальных доходов жителей России, конкуренция со стороны соседних регионов и т. д.
Таким образом, полноценный современный отдых является проблемой для многих жителей Кузбасса. Существенной частью этой проблемы являются стереотипы экономического поведения населения. Люди с относительно невысоким доходом перераспределяют имеющиеся средства преимущественно в сферу потребления и накопления, по объяснимым причинам, экономя на туризме.
Указанные проблемы вовсе не означают, что развитие туризма в Кемеровской области блокировано. Значительная часть этих проблем решаема в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Нужен трезвый, рациональный подход к поиску и выделению приоритетных направлений развития. Авторы статьи не претендуют на всесторонний охват проблемы развития туризма в Кузбассе. При этом нас интересует попытка анализа средств и методов, при помощи которых могут быть решены некоторые общие и частные вопросы.
1. Туризм является одним из способов социального развития региона. Для принятия организационных решений необходимо признание абсолютной важности развития индустрии туризма в Кузбассе.
Такая проблема как  низкий уровень жизни населения, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинает поступать приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы: дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений.
Кроме того, местный рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.
Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны в целом. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории. Иначе говоря, расходы туристов  представляют собой туристский импорт.
Кроме прямого влияния доходов от туризма на развитие региона существует также косвенное его влияние, или «эффект мультипликатора», который действует по мере расширения туризма в регионе. Действие такого мультипликатора можно пояснить следующим примером: группа туристов, путешествуя, тратится на покупку товаров и услуг. Доход тур предприятий – это их выручка от продажи туристам в регионе услуг. Доход региона  это налоги, полученные с выручки в распоряжение региона.
Деньги туристов начинают работать на экономику региона, когда турфирма покупает производимые в регионе товары и услуги. Регион, получив деньги от туристов, выплачивает из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг.
Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет их воздействие на местную экономику.
2. Принципиальная ориентация на внутрирегиональный туризм. Увеличение туристского потока в Кузбасс из столичных центров и зарубежных стран это крайне желательное явление. Однако рассчитывать на то, что кузбасский туризм будет развиваться за счет многомиллионных внешних посещений, в близкой перспективе нельзя. По нашему мнению, принципиальные сдвиги в развитии региональной туриндустрии начнутся тогда, когда ее стратегия и потенциал будут обращены к нуждам жителей Кемеровской области. В упрощенном виде это можно свести к бинарной формуле: «Кемеровчане и новокузнечане едут заниматься активным туризмом в районы, а жители районов посещают Кемерово и Новокузнецк с познавательными экскурсионными программами». Такой подход подразумевает приоритетное развитие бюджетных и коротких 2-5-дневных внутренних маршрутов и однодневных экскурсионных программ, развитие местного туризма «выходного дня». Очевидно, что при этом подходе возрастает нагрузка на социальный туризм, на группы школьников, на корпоративные поездки. Следует выделить центры притяжения внимания жителей региона и поддержать их развитие на уровне муниципалитетов. Требования к комфорту и ценообразованию сопоставимы с возможностями внутри субъекта федерации, а значит привычные требования путешественника «издалека» не критически повлияют на посещаемость. Параллельно проанализировать транзитные пути через Ваш город, поселение и сориентировать услуги и сервис на таких гостей региона. С целью создания комфорта и досуга в надежде на то, что транзитный турист потратит более ночи на остановку в вашем местечке. Для этих целей должны объединиться масса муниципальных и коммерческих структур.Одним из методов организации турбизнеса могут быть соглашения муниципалитетов на обмен турпотока.
3. Развитие региональной интегрированной информационной среды.
Важным аспектом развития туризма в Кузбассе является информационное продвижение и реклама рекреационного потенциала области. Эта задача, в свою очередь, тесно связана с проблемой создания туристских брендов. Нужен привлекательный, узнаваемый образ, отражающий региональную специфику. В массовом восприятии Кузбасс связан с угольной промышленностью, к чему располагает само название региона. Позитивный брендинг дестинации предполагает фокус на неиндустриальных аспектах – таких как сибирское здоровье, экология, этническая культура, спортивный туризм и даже евразийский культурный транзит. Схожие темы были с успехом реализованы в соседних регионах Алтайского края («В Алтайском крае – все настоящее»), республики Алтай («Алтай исцеляет»). Электронные средства информирования в сетях интернет, использование геолокации и аналоговые путеводители. Все средства хороши, а в комплексе и необходимы. Единый городской центр туризма объединит и за счёт регулярности работы «продвинет» имидж гостеприимности в не туристическом районе. Следующий этап создание имиджа центра событийного туризма для соседних городов и областей.
Один из аспектов информационного продвижения – формирование всей линейки полиграфической продукции, рекламирующей региональный туризм. Необходимы туристские карты городов и районов Кемеровской области. Путеводители и туристские каталоги по Кузбассу. Рекламные буклеты отдельных рекреаций и маршрутов, в масштабе от карманных листовок до подарочных, дорогих изданий. Все это должно быть частью региональной туристской политики и получать целенаправленную поддержку из бюджета. Темами для таких электронных путеводителей могут быть:
музеи и выставки; промышленный туризм, включая угольные разрезы с посещением внутренних музейных экспозиций, городские достопримечательности, объекты познавательного, культурно-исторического, религиозного туризма; этнотуризм; сельский туризм и пр.
Эти информационные задачи необходимо решать на современном технологическом уровне. Большое значение будут иметь разнообразные мобильные приложения, которые турист сможет устанавливать и использовать бесплатно. Туристская информация о городе должна отображаться в Гугл и Яндекс картах, содержать карты доступной среды и т.п. Важной задачей на этом направлении является развитие современной системы геолокации. А также разработка QR кодирования для всех рекреаций и туристских мест.
4. Актуальность социального туризма для региона.
Одно из серьезных препятствий для развития туризма в Кузбассе является относительная инертность населения, которое вынуждено экономить на отдыхе и развлечениях. Эта ситуация в значительной мере может быть скорректирована активной социальной политикой власти и руководителями на местах.  Социальный туризм полностью или частично осуществляется за счет бюджета муниципалитетов, предприятий или государственных учреждений. Особое значение имеют образовательные – вузы, школы. Существенной частью социального туризма является работа с инвалидами, социально незащищенными слоями населения. Это направление работы было развито в советский период, и его традиции и методы еще не вполне забыты. Для большинства современных взрослых людей первые, ярко запомнившиеся туристские акции – это экскурсии, слеты и соревнования, поездки с целью просвещения, отдыха и оздоровления, организованные в школах или на предприятиях родителей. В современных условиях социальный туризм принципиально сочетается с задачами развития корпоративной политики. Совместный досуг, здоровый образ жизни, формирование среды для неформального общения людей используются как средство улучшения психологического климата в коллективе, как способ формирования корпоративного духа, повышения лояльности работников.
Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Это вызывает рост нагрузки на бюджет. Но системная политика развития туризма в Кузбассе должна подразумевать серьезные социальные аспекты. Определенная инфраструктура для поддержания и развития социального туризма в области есть. Это прежде всего, детские лагеря отдыха, а также лечебно-оздоровительные учреждения, санатории. В региональной туриндустрии активно задействованы несколько десятков детских лагерей, санаториев и баз отдыха для взрослых. Существуют туристские спортивные клубы, в которых пока еще сохраняется ядро специалистов гидов-инструкторов. Они способны работать с детскими и взрослыми группами на организационных основах социального туризма.
Организация и поддержание социального туризма могут стать важными формами взаимодействия региональных органов власти и турбизнеса. Школьные и студенческие группы, так же, как и группы туристов от предприятий могут стать важной, массовой составляющей внутреннего туристского потока. Отметим, что социальный туризм позволяет решать не только утилитарные коммерческие задачи. Он также является серьезным инструментом патриотического, краеведческого, экологического и спортивного воспитания молодежи и, шире, всего населения.
5. Организация мер по туристской безопасности.
Если принять сегодняшние официальные планы на рост туристского потока в Кузбассе до трех миллионов посещений в год, возникает задача существенной проработки вопросов безопасности. Особую значимость приобретают вопросы безопасности, ответственности и страхования туристов, туроператоров и турагентов, владельцев и управляющих активами гостиничного бизнеса, консалтинговых компаний, перевозчиков и владельцев транспортных средств и транспортной инфраструктуры.
Немалое внимание туристов привлекает экстремальные виды отдыха. Вызывают популярность практически все его виды, в том числе на территории малонаселённых горных и таёжных районах. Прыжки с парашютом, роупджампинг, авто-, вело-, мототуризм, походы, снегоход, сани, собачьи упряжки, сноуборд, горные лыжи и другие виды активного отдыха создают определенный риск как для здоровья и жизни.
Важный аспект безопасности это оперативный доступ к связи и информации.  Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 252 «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации» организаторов, оказывающих услуги в сфере активного вида туризма, туристам, осуществляющим самостоятельные путешествия на территории Российской Федерации не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала путешествия информировать территориальный орган МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имущества.
В настоящее время МЧС России правительством поручено утвердить порядок информирования ведомства. Мы можем рекомендовать спасателям развивать информационные каналы в первую очередь в социальных сетях. Этот информационный трафик позволит усилить позиционирование Кузбасса как безопасной и туристической области. Возможно создание рейтингов безопасности территорий, которые сами по себе вещь интересная и полезная, но при условии, что они сформированы профессионально, исключительно на основании прозрачных и обоснованных критериев, независимыми от политического и иного влияния экспертами и специалистами. Это при должной информационной работе так же благотворно повлияет на внутренний турпоток.
Так же для совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасного туризма возможно создание ситуационного центра. Его потенциальные задачи: мониторинг состояния безопасного туризма, информирование туристов о потенциальных угрозах в режиме реального времени, а также помощь в защите их прав и законных интересов. Конечно, наличие подготовленного специалиста в каждой территории массового пребывания иностранных туристов это роскошь невозможная в данный период, но в ГУВД Кемеровской области уже в этом году должен быть специалист по работе с проблемными гостями и проблемами гостей.
Обеспечение безопасности туристов в период прибытия, использования транспорта и перемещения требует создать единую информационную базу данных государственных и негосударственных организаций, оказывающих услуги в туристской сфере и ведущих учет прибывших туристов.
Среди возможных технологических новшеств отметим востребованность мобильного приложения, которое будет информировать туристов о правилах пребывания, регистрационных процедурах, достопримечательностях и маршрутах, а также ближайших опорных пунктах органов внутренних дел и т.п. В этом же приложении разумно запрограммировать возможность направить сигнал бедствия правоохранителям или написать обращение в консульство своей страны.
Ограниченные объемы и задачи данной статьи не позволяют затрагивать все аспекты и проблемы развития регионального туризма. Данная публикация для авторов является приглашением к широкой дискуссии и поиску конкретных практических мер для поддержания региональной туриндустрии. Очевидно, что первоочередные задачи связаны с консолидацией заинтересованных в туризме деятельных людей и организаций. По нашему мнению, первоочередная задача это формирование информационного пространства для обсуждения проблем развития туризма в Кузбасса. Экспертное мнение заинтересованного профессионального сообщества позволяет, в конечном итоге, превращать перспективные программы развития в конкретные региональные туристские продукты.

  

← Назад

Интеграция
Интеграция
 
 

 

города Новокузнецк, Кемерово