Физические качества человека и способы их развития
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И БЖД
Реферат
на тему «Физические качества человека и способы их развития»
Выполнила Тимошина Л.И.,
УЭФ, 213 группа
Санкт-Петербург
2011
Содержание
1. Основные физические качества. Методы их развития . 3
1.1 Сила . 4
1.2 Выносливость . 6
1.3 Быстрота . 7
1.4 Ловкость . 8
1.5 Координация . 10
1.6 Гибкость . 11
Список литературы .. 12
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.
Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.
Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.
Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.
Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).
Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.
Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена.
Выносливость — это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.
На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. Специальная выносливость — способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:
mirznanii.com
1. Понятие физических качеств, и их характеристика.
25
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | |
| |
| |
| |
Заключение………………………………………………………………… | |
Список литературы………………………………………………………… |
Введение
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.
Основоположники теории и практики физической культуры и спорта рассматривали систему подготовки юных спортсменов как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте – как первое основное условие спортивной деятельности.
Большой интерес к отбору и подготовке спортивного резерва обусловлен потребностями многолетнего учебно-тренировочного процесса. Начиная с 50-х годов и по настоящее время, тренеры, работники физической культуры и спорта, выступая на страницах печати, поднимают важные проблемы, связанные с совершенствованием системы отбора, повышением его качества и эффективности. Это касается отсутствия новых методических подходов в исследованиях, а так же учете акселерации на современном этапе. Это далеко не весь перечень трудностей, до сих пор остающихся камнем преткновения в теории и практике спорта, несмотря на довольно широкое освещение вопросов, касающихся спортивного отбора в научно-практической литературе.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед наукой, является отбор перспективных спортсменов. Исходя из актуальности нами сформулирована тема исследования: «Использование кругового метода при воспитание физических качеств юных спортсменов борцов»
Проблема исследования: какова
Физические качества, и их характеристика
Термины «физическое качество и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.
Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Быстрота как физическое качество —это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выносливость —это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5—секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различными спортивными играми. Ловкость —это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры. Гибкость —это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения. Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества.
Рис. 1. Физические качества.
Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся. Оба термина —»двигательные» и «физические» качества —правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин —»»психомоторные качества». Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т. д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации.
Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относятся, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости —качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста). Развитие физического качества в процессе физического воспитания происходит с учетом возрастных особенностей занимающихся. Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных, умений и навыков в движении. Процесс овладения самим двигательным действием начинается сформирования умения, основанного на предварительно полученных знаниях и ранее приобретенном опыте выполнения движения. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык.
Двигательный навык —это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматичности процесса выполнения движений. Автоматическое выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизм не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматическое в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.
studfiles.net
Статья по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему: Развитие физических качеств у школьников 10-13 лет через подвижные игры.
Развитие физических качеств у школьников 10-13 лет через подвижные игры.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры. Характерной особенностью игр является яркое выраженная роль движений в содержании игры ( бега, прыжков, метания и др.).
Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требуют от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих.
Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не идентичны. П.Ф.Лесгафт, основоположник научно — общественной системы физического воспитания, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач.
Игры помогают создать в уроке эмоциональный фон.
Применение игр позволяет учащимся повысить уровень своей всесторонней физической подготовленности и развить физические качества, необходимые для овладения сложной техникой.
Применяя игры, учащиеся получают возможность выполнять большой объем упражнений на быстроту и ловкость.
Использование подвижных игр, эстафет позволяет проводить урок эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому при применение игры и эстафет учащиеся быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.
Таким образом, подвижные игры и эстафеты, включаемые в процессе физического воспитания, являются одним из ценных способов формирования положительных черт характера детей и подростков. При этом особенно важно, что воспитание происходит через коллектив при руководящей роли педагога.
2.Литературный обзор состояния вопроса.
Игра – исторически сложившееся средство воспитания и образования поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков к трудовой деятельности.
При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Физическое воспитание учащихся с помощью игр возможно только при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве.
Педагог должен быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведения. Используя игру, педагог стремится:
1.Укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.
2.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками.
3.Воспитывать у детей морально – волевые и физические качества.
Последовательность прохождения игр должна быть спланирована. При планирование необходимо учитывать задачи физического воспитания детей определенного возраста, их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний. Важно, чтобы в новых играх совершенствовались приобретенные навыки и образовывались новые.
Игры должны соответствовать подготовленности занимающихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участники могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Игра в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет иметь педагогической ценности, так как не развивает волевых качеств и способностей учащихся. Подвижные игры следует проводить регулярно. В этом случае дети прочно усваивают отдельные игры и учатся организованно. Выбор игры, прежде всего, должен зависеть от задачи, поставленной перед уроком. Для подбора подвижных игр следует использовать игры типа гонок и эстафет, игры единоборства, сюжетные игры. Необходимо также использовать игры для развития согласованных действий воспитание внимания, решительности, взаимовыручки и игры для преимущественного развития, какого – либо физического качества. В играх развиваются комплексно все физические качества. Однако в зависимости от характера и условий игра может развивать преимущественно, какое – либо одно качество. Остальные физические качества в этом случае также совершенствуются, но в меньшей степени.
Преподаватель, который хочет получить что – то определенно от игры, должен проанализировать каждую планируемую игру. Прежде всего следует выяснить, из каких элементов в основном игра (бег, прыжки, метание и т.п.). Затем определить общий характер движений, выполняемых в игре (движения силовые, скоростные и т. п.), какие снаряды употребляются в игре и каков характер работы с этими с нарядами, при помощи каких мышц в основном выполняются движения в игре и характер работы этих мышц, в чем и примерно когда проявляются признаки физического и психического утомления, какие моменты являются наиболее интересными и какие скучными, какие моменты наиболее опасны в смысле возможности получении травм, какие моменты могут быть использованы для воспитательной работы.
Каждая игра состоит из ряда различных элементов. В нее входят ходьба, бег, прыжки, ловля и передача мяча и многие другие движения. Игра требует умения ориентироваться в складывающейся обстановке, проявления внимания, и морально – волевых качеств.
Бег, почти всегда входящий в состав игр, бывает различным по длине и интенсивности. Это может быть бег, выполненный с ускорением, он может быть похожим на «трусцу» или внезапный резкий бросок с места.
В процессе игры учащиеся приучаются переключаться максимально быстрого бега на медленный и на оборот, овладевают свободным бегом. В процессе игр учащиеся способны выполнить большое количество пробежек дополнительно к тем, которые предназначены специально для освоения техники.
Прыжки так же являются составной частью большинства игр. Прыжки, подскоки, скачки исключительно разнообразны и выполняются из различных исходных положений. Прыжки, применяемые в играх, отличаются тем, что в них нет специально подобранного разбега и выполняются они любым способом. Эти особенности прыжков делают их исключительно ценными для развития у играющих координации и быстроты действий.
В играх учащиеся часто приходится преодолевать препятствия. Преодолевают их они в кратчайшее время и после этого продолжают движение.
Всевозможные скачки, выполняемые в играх в положении приседа, прекрасно укрепляют голеностопные суставы и мышцы ног. Такие прыжковые упражнения, применяемые в подвижных играх, эстафетах подготавливает опорно-двигательный аппарат учащихся к перенесению более сильной нагрузки в легкоатлетических прыжках, развивает координацию, а различного рода отталкиваниях, подготавливая тем самым базу для овладения сложной техникой легкоатлетических прыжков.
Броски мячей также входят во многие игры. Броски выполняются из– за головы, сбоку, снизу и т.п. Они могут быть выполнены с места, с ходу, в прыжке. Броски проводят либо на дальность, либо с целью точной передачи мяча партнеру, или с целью попасть мячом в партнера. Подвижные игры развивают «чувство» броска, его точность и силу.
Дополнительно к специальной работе, направленной на обучение техники метаний, учащиеся, выполняющие большое количество бросков в процессе игры, пройдут отличную общефизическую подготовку, которая поможет им овладеть сложной техникой метаний и повысить свои результаты.
Большое значение для развития физических качеств имеют повороты в движении и на месте и увертывания от партнера. Большие требования предъявляют игры к способности сохранять равновесия в процессе передвижения, борьбы за мяч и в других случаях.
Из вышеизложенного видно, что основным в игре является движение. Оно может иметь различный характер. В одних случаях – это преодоление расстояния с максимальной быстротой, в других – преодоление сопротивления в борьбе. В первом случае в основном развивается быстрота движения, во втором – сила.
Следовательно, при использовании игрового материала на уроках способствует повышению двигательной подготовленности учащихся.
В играх все упражнения проделываются учащимися с большим желанием и интересом.
При выполнении легкоатлетических упражнений обычно работают какие – то определенные мышцы. В играх же в движениях используется большое количество мышечных групп. При этом скоростная направленность упражнений сохраняется. Вот почему игры целесообразно применять как средство общей физической подготовки. Использование игровых средств на занятиях физической культуры благотворно действует на нервную систему. Нервная система, управляя всей деятельностью организма, распространяется свое влияние и на деятельность опорно – двигательного аппарата. Применение подвижных игр, эстафет на занятиях развивает быстроту реакции. Высокая координация движений и быстрота реакции представляют также особую ценность для успешного овладения учащимися техникой легкой атлетики.
Только проведя тщательно анализ игры, включаемой в урок, преподаватель сумеет правильно выбрать игру и достигнуть намеченных результатов.
3.Методика проведения подвижных игр.
Игровой метод следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста занимающихся. Ребенку играть свойственно. Поэтому игровой метод является наилучшим в работе с детьми. При помощи игр, проводимых с целью развития физических качеств, укрепляются все мышцы тела, что является важным условием для обеспечения всестороннего развития учащихся. В играх ученики выполняют различные элементы легкой атлетики (бег, прыжки, метание), преодолевают сопротивление партнеров по игре. В играх развиваются волевые качества ребенка, его память, внимание, самообладание и т.п. Игры, включая в себе большое количество разнообразных движений, позволяют учащимся приобрести двигательный опыт. Наличие двигательного опыта в той или иной степени определяет возможности учащимся овладеть техникой избранного вида спорта. Учащиеся любят играть и с удовольствием выполняют упражнения в процессе игры, то есть бегают за мячом, бросают его различными способами. Выполнение однообразных физических упражнений быстро надоедает детям.
Движения, которые учащиеся выполняют в процессе игр, развивают его двигательные способности и улучшают функциональное состояние организма. Кроме того, при применении подвижных игр, эстафет в занятиях дети приучаются выполнять большое количество скоростных движений.
При проведении игры дети на основе субъективных ощущений помогают преподавателю найти правильную дозировку для каждого из них. В игре занимающихся проявляют свои индивидуальные особенности, и преподаватель может легко изучить их. В возрасте 10 – 14 лет не следует предлагать детям тяжелые игры, связанные с развитием силы, так как они быстро утомляют детей. Следует отдавать предпочтение играм с бегам, прыжками и метанием теннисных мячей. Основное назначение занятий в этом возрасте – повышение уровня здоровья.
Подвижные игры, эстафеты имеют важное значение, так как они обладают способностью объединять такие отдельные качества, как сила, быстрота, выносливость.
Игры по содержанию и технике исполнения должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся. В занятиях, проводимых с детьми, должны быть предусмотрены периоды отдыха. В играх занимающиеся обычно выполняют работу средней и очень высокой интенсивности. При этом нагрузки и отдых чередуются, что хорошо воздействует на сердечно – сосудистую систему и весь организм в целом. Необходимо и при подборе игр соблюдать известное в педагогике правило постепенного перехода от легкого к трудному. Для определения степени трудности игр следует учитывать количество элементов, входящих в игру (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, в которые входят меньшее количество элементов является более легкими. Игры без разделения на команды являются более легкими, чем командные. С психологической стороны следует различать игры, в которых внимание сосредоточено на одном действии, например эстафеты и игры, и в которых внимание направлено на многое. Упражнения, требующее длительного одностороннего внимание, является более утомительным.
Игру следует прекратить, когда появляются признаки заметного утомления. К признакам утомления относится – бег менее быстрый, рывки не такими резкими, как были в начале игры, ускорения непродолжительными и др. Кроме наблюдений за движениями играющих, преподаватель должен руководствоваться объективными признаками утомления, а именно: покраснением кожи, появлением пота и т.п.
Большое влияние на ход игры оказывают эмоции. Они вызывают подъем активности в деятельности занимающихся. Под влиянием утомления этот подъем пропадает.
При умелом подборе игрового материала, используя переключения от одного вида движений на другой, можно снять наступившее утомление и добиться физиологического подъема. Это позволит выполнить большее количество упражнений и достигнуть большего эффекта в развитии физических качеств у школьников.
Игровой материал в учебном занятии должен носить последовательный характер. Неправильно на каждом занятии предлагать учащимся новую игру. Обычно занимающиеся не сразу осваивают игру. Требуется определенное время на ее освоение. Но и долго задерживаться на одних и тех же игровых упражнениях будет ошибкой. После того как игра хорошо освоена и от нее получено то, что требовалось, то есть занимающиеся приобрели некоторые двигательные навыки, обогатили свой двигательные навыки, обогатили свой двигательный опыт, следует переходить к другим упражнениям, более сложным. Преподаватель должен помнить, что чем больше число игровых упражнений, эстафет разного характера, различных подвижных игр будет проработано с учащимися, тем большее число двигательных навыков они получат, тем богаче станет их двигательный опыт.
Подбор игр, развивающих то или иное качество, например, быстроту движения и быстроту реакции или силу и силовую выносливость, следует проводить исходя из преимущественной направленности урока. В дни, предусматривающие развитие быстроты, следует использовать игры, способствующие развитию быстроты реакции и быстроты движения. В дни, предусматривающие развитие силы, следует применять игры, способствующие развитие силы. Разумное сочетание упражнений, проводимых по игровому методу, позволит добиться больших сдвигов в физическом развитии учащихся.
Одно из существенных требований учебной программы состоит в том, что в каждом классе при прохождении любого из разделов обязательно должно быть предусмотрено развитие физических качеств учащихся. Для рациональной организации этого процесса и правильного построения уроков мы постоянно руководствуемся выработанными годами основными принципами.
Развитие физических качеств и освоение техники движений мы рассматриваем как два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между ними можно провести лишь условно.
nsportal.ru
Дидактический материал по физической культуре на тему » Развитие физических качеств на уроке физической культуры»
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На уроках физической культуры в младших классах необходимо развивать физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания физических качеств обучающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренных программой по физическому воспитанию.
Ключевые слова: физические качества, сила, быстрота, выносливость, гибкость, физические упражнения.
Одной из основных проблем, решаемой на уроках физической культуры, является обеспечение рационального развития физических качеств, свойственных человеку. Физическими качествами принято называть врожденные качества (генетически заложенные), благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. У каждого человека двигательные способности развиты по-своему [4, с.64].
В учебном процессе игровые технологии рационально применять на первоначальном этапе обучения физическим упражнениям, а также при совершенствовании двигательных умений и навыков. Рационально использовать развивающие игровые технологии в вводной части занятия, во время бега и общеразвивающих упражнений. Это помогает сформировать мотивацию, к повышению двигательной активности на занятиях. В основной части занятия, тренировочные, контролирующие игровые технологии побуждают выполнять физические упражнения с повышенной нагрузкой, способствуют совершенствованию техники физических упражнений и способствует благотворному физическому развитию силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости [5]. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Эффект тренировки этих способностей зависит от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей — высоком, среднем, низком, можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений) [2; 3].
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Для развития силы можно выполнять самые разнообразные упражнения. Их характерная особенность — наличие отягощения —
собственный вес, сопротивляемость амортизатора, вес гантелей, которое необходимо преодолевать. Для развития силы мышц у мальчиков можно использовать: общеразвивающие упражнения с предметами — гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками, амортизаторами и др., гимнастические упражнения на снарядах, упражнения акробатики, упражнения с гирями, приседания на одной ноге и с партнером на плечах, поднимание прямых ног в висе, элементы единоборств, плавание, прыжки с набивным мячом, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, переход из виса в упор на перекладине, бег в медленном темпе в сочетании с выпрыгиванием вверх-вперед.
Для развития силы мышц у девочек рекомендуются выпады вперед и назад, выпады в стороны, вис на гимнастической стенке, поднимание прямых ног, лежа на спине, отведение прямых ног вправо и влево, прыжки с ноги на ногу с набивным мячом (вес 1 кг), прыжковые эстафеты, акробатические упражнения [1, с. 117].
После упражнений на развитие силы мышцы надо расслабить, для чего несколько раз выполните упражнения на расслабление. Это обеспечит быстрое восстановление мышечной работоспособности.
Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени. Это комплексное качество, в состав которого входит: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Быстрота движений хорошо развивается под влиянием упражнений, выполняемых с максимально возможной скоростью и темпом. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость выполнения не снижалась (8-10 с). Наиболее распространенные упражнения для этой цели: бег с максимальной скоростью на 30-60 м, челночный бег 3*10м.
При развитии быстроты следует воздействовать на все основные компоненты.
Для развития быстроты у мальчиков рекомендуются следующие упражнения: бег на 30-60 м, бег в переменном темпе в различных направлениях, бег с внезапно изменяющейся скоростью, приседания на двух ногах в максимальном темпе, ловля падающего предмета — мяча, гимнастической палки, старты из разных положений, передачи мяча двумя руками от груди в максимальном темпе, эстафеты и подвижные игры, различные виды легкоатлетического бега с максимальной скоростью.
С девочками можно использовать передачи мяча в максимальном темпе, упражнения с гимнастической скакалкой, бег с максимальной скоростью.
Под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Существует много видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Наиболее значимой для школьной практики физического воспитания является общая и специальная выносливость.
Общей называют выносливость, проявляемую во время длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека. Она зависит преимущественно от функциональных возможностей вегетативных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной системой [4, с. 103].
Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов энергии, от техники владения двигательным действием, уровня развития физических качеств.
Выносливость у мальчиков развивают следующими упражнениями: повторный бег на 30-60 м сериями, прыжки со скакалкой, кросс, максимально высокие прыжки из глубокого приседа, подвижные игры, эстафеты с бегом и прыжками, эстафеты с ведением мяча руками и ногами и др.
Девочкам можно выполнять повторный бег на 30 м в течение 3-5 мин в доступном темпе, кросс, плавание, подвижные игры.
Надо рекомендовать обучающимся бегать ежедневно, желательно утром, но можно и в другие удобные часы. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.
Существуют два наиболее распространенных определения гибкости. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения на гибкость — одно из важных средств улучшения здоровья, формирования правильной осанки, гармонического физического развития и подготовленности. Различают два вида гибкости — активная и пассивная.
При активной гибкости движения с большой амплитудой выполняются за счет собственных мышечных усилий. При пассивной гибкости — под воздействием внешних растягивающих сил — усилия партнера, внешнее отягощение. Проявления гибкости зависят от внешних условий: времени суток, под влиянием разминки, температуры воздуха. Утром гибкость меньше, чем днем и вечером; при 20-30°С гибкость выше, чем при 5-10 °С. Гибкость лучше после разминки.
Фактором, влияющим на развитие гибкости, является функциональное состояние организма в данный момент: утомление влияет отрицательно на показатели активной гибкости, но способствует улучшению пассивной.
Возраст и пол также влияют на уровень развития гибкости. С возрастом без специальных занятий она ухудшается, у девушек гибкость выше, чем у юношей.
Развитие гибкости можно осуществлять при помощи маховых движений руками и ногами, наклонов вперед, назад, в стороны с максимальной амплитудой, круговых движений туловищем, наклонов вперед из положения лежа на спине, прогибания туловища лежа на спине, наклонов вперед из положения стоя ноги шире плеч, выпадов вперед и назад [1, с.134].
Ловкость — это способность человека к осуществлению сложных координированных двигательных актов. Она характеризуется также быстротой овладения новыми движениями и наиболее целесообразным их применением в изменяющихся условиях. Поэтому основной задачей при воспитании ловкости должно быть овладение новыми многообразными двигательными навыками и их компонентами.
Упражнения для развития общей ловкости:
1. Кувырок вперед.
2. Кувырок назад.
3. Прыжки через длинную скакалку в парах.
4. Подвижные игры: «Салки», «Бездомный заяц», «Кенгуру», «Челночный бег» и другие [1, с. 137].
Педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания физических способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренных программой по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности. Также возрастает роль физической культуры, как средство борьбы со стрессом, средства, которые повышают стрессоустойчивость, нормализует психоэмоциональное состояние при напряженной интеллектуальной, или физической работе [5].
Литература
1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб.пособие / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт. — 2003.
2. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000.
3. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям // Физическая культура в школе. — 2005.
Таврический научный обозреватель
шшшЛауг.Баепсе № 1 (январь), 2016
4 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. — Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: «Академия», 2004.
5. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fizicheskih-kachestv-mladshih-shkolnikov-na-urokah-fizicheskoy-kultury
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.
Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.
Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.
Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)
Рис. 1
На рис. 1 приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.
Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков только с 13-14 лет.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.
Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.
Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.
Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
Характеризуется: килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека.
Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью.Они делятся на две группы:
упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).
В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.
Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.
Методы развития:
Быстрота — способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.
Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.
Средства развития:
упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;
упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;
скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.
Методы развития:
Ловкость (координация движений) — способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Характеризуется: “Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)
Средства развития: Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.
Гимнастические упражнения.
Прыжки в длину и высоту.
ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
Подвижные игры.
Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.
Методы развития:
Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполненияразнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.
Методы развития:
В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.
Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.
Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.
Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:
циклические упражнения: бег, ходьба,чередование ходьбы и бега в различном темпе,ходьба на лыжах в переменном темпе;
подвижные игры с повышенной моторной плотностью.
У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.
Методы развития:
метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;
повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.
Различают выносливость общую и специальную.
Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).
Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:
Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Характеризуется максимальной амплитудой движения.
Средства развития:
Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;
Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
Упражнения у гимнастической стенки;
Глубокие приседания на всей ступне;
Наклоны вперед, назад, в стороны;
Махи ногами вперед-назад;
“Стретчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.
Методы развития:
Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их “разболтанности”, нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.
При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.
Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.
Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.
Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических – больше.
Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.
Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше , чем у мальчиков.
Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.
Литература
1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.
2. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.
3. “Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005.
infourok.ru
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный».
Средство – это то, что создано человеком для достижения определённых целей.
К основным средствам физической культуры относят: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ – солнечные лучи, воздух, вода.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
Необходимым условием эффективности физических упражнений для человека является многократность их повторения (наличие двигательной деятельности). При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Эффективность двигательной деятельности обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений, происходящих в организме человека: биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.
Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.
Так как физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют общие с трудовой деятельностью биомеханические, физиологические и биохимические механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие.
ТРУД – это процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает её к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя её, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор. При этом совершаемая в процессе работы двигательная деятельность, зачастую, сопровождается немалым нервным, психическим и волевым напряжением.
В отличие от трудовой деятельности действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. Таким образом, с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных качеств.
Следует отметить, что в отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, осуществляемый в благоприятных условиях внешней среды (пр., работа в лесу, в поле и т.п.), с определённой дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Однако используемый подобным образом, он уже подчиняется целям физической культуры, т.е. меняется его существо и направленность.
Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека.
studfiles.net
Вопрос 10 Физические качества (общая характеристика)
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Быстрота человека проявляется в способности выполнить движение за возможно короткий отрезок времени. Выносливость – это способность организма преодолевать наступающее утомление, характеризующееся временем выполнения работы определенной интенсивности. Ловкость – способность человека быстро решать новые двигательные задачи, перестраивая структуру своих движений в нужном направлении в соответствии с резко изменяющимися условиями. Гибкость – способность человека выполнять движения отдельных сегментов тела с большой амплитудой. Чем лучше развиты отдельные качества, тем выше работоспособность человека. В основе воспитания физ качеств лежит св-во организма ни только не изнашиваться при выполнении физ упражнений, но и отвечать на увеличение нагрузки ростом работоспособности.
Вопрос 11Физическое качество – сила (понятие, основы методики развития)
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Это качество проявляется при поднятии штанги, подтягивании и т. д. Силовые качества зависят от множества различных факторов: анатомических, состояния внутренних систем организма, психологического портрета личности, физиологических и биохимических процессов происходящих в организме и условий в которых проявляются эти качества. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила представляет суммарную силу всех мышечных групп, участвующих в данном движении. Наглядно она проявляется в тяжелой атлетике. Относительная сила – это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Проявление относительной силы характерно для спортивной гимнастики. Как правило, люди с большой массой тела обладают меньшей относительной силой. Поднять очень тяжелую штангу им легче, чем подтянуться на перекладине. Для развития силы необходимы определенная система и регулярные тренировки. Для новичков достаточно трех занятий в неделю. Средства развития силы достаточно многообразны. Гимнастические упражнения отягощением, которым может служить и масса собственного тела (например, при подтягивании на перекладине, отжимании на брусьях), упражнения с искусственным отягощением (штанга, гантели, гири, мешки с песком), упражнения с использованием тренажерных устройств различного типа (гидравлических, электромагнитных, блоковых, инерционных), прыжковые упражнения различного типа, упражнения с использованием упругих устройств (амортизаторы из резины, пружины, эспандеры), упражнения с противодействием партнера. Существует несколько методов развития силы: При методе максимальных усилий упражнения выполняются с отягощением в 90% от максимально поднимаемых. В одном подходе выполняется 1-3 повторения, за одно занятие таких подходов делается 5-6, отдых между подходами – до полного восстановления (5-8 мин.). Этот метод не рекомендуется на начальных этапах занятий и для новичков. Применять его следует не больше 1 раза в две недели. Данный метод используется в основном перед соревнованиями. Этот метод предназначен для воспитания «взрывной силы». При методе повторных усилий применяются отягощения в 70-75% от максимальных. В подходе выполняется 8-12 повторений. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между подходами – 2-4 ми. (до неполного восстановления). Данный метод способствует наращиванию мышечной массы. В практике физической культуры этот метод еще называют методом «до отказа». Метод динамических усилий предполагает использование отягощений в 30% от максимальных. За один подход выполняется 15-25 повторений. Темп максимально быстрый. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Этот метод способствует развитию преимущественно силовой выносливости и проработке рельефа мышц. Изометрический (статический) метод предполагает максимальные статические напряжения 4-5 с. упражнения выполняются с отягощением в 60% от максимально поднимаемых. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения до 1 мин. Примером таких упражнений являются угол в упоре или висе, удерживание рук в стороны с гантелями и пр.
По данным ученых, абсолютная сила у лиц, не занимающихся спортом, в 16-17 лет близка к предельной, зарегистрированной в 20-30 лет. Если заниматься специальными упражнениями, то сила будет продолжать расти.
studfiles.net