Активация нервной системы влияет на продуктивность действий – Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Незамерзайка незамерзающая жидкость оптом цена nezamoptom.ru. .

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.

Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но

«механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название

инвертированной V-образной кривой, представлена на рисунке.

Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):

I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности ΔW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности ΔW2

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

bzhde.ru

8.1.3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.

Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе

стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена на рис. 20.

+W1

W2

Рис. 20. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):

I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности W1; II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности W2

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

studfile.net

Итоговый тест по дисциплине «Психология труда» (Тест из 93 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 2

: при однообразной работы

: при смене операций

I:

S: Закон Иеркса Додсона устанавливает закономерность между:

: работоспособностью и утомлением

: нагрузкой и утомлением

: активацией нервной системы и продуктивностью действий

I:

S: Стресс оказывает на трудовую деятельность:

: положительное влияние

: отрицательное действие

: положительное до превышения определенного уровня

I:

S: Повышение возбудимости нервной системы может свидетельствовать о:

: возникновении утомления

: оптимальном режиме работы

I:

S: Важнейшую роль в формировании тонкой структуры движений играет:

: тормозные процессы

: процессы избирательного возбуждения

: общая активация нервной системы

I:

S: По мере упрочения навыков возбудимость нервных клеток:

: возрастает

: снижается

I:

S: Упрочение навыков …:

: идет под непрерывном контролем сознания

: уходит под контроль подсознания

: спускается на бессознательный уровень

I:

S: При утомлении амплитуда рабочих движений:

: уменьшается

: увеличивается

: остается сохранной

I:

S: При утомлении стереотипы:

: сохраняются

: нарушаются

I:

S: Предшествующая работа одних мышц влияют на работоспособность других:

: увеличивая их работоспособность

: уменьшая их работоспособность

I:

S: Световые воздействия:

: увеличивает восприятие звука

: снижает восприятие звука

I:

S: Стимулирующее влияние на работоспособность оказывает:

: симпатическая нервная система

: парасимпатическая нервная система

I:

S: Повышение функциональных возможностей и более экономное расходование ресурсов организма обеспечивается ###

: тренировкой

: тр*н*р*вкой

: тр*н*р*в#$#

I:

S: Эмоциональное возбуждение повышает работоспособность через:

: активирующее влияние ретикулярной формации

: симпато адреналовую систему

I:

S: С ростом утомления ЧСС на одну и ту же нагрузку:

: увеличивается

: возрастает

I:

S: Критическая частота световых  мельканий (КЧСМ) при утомлении:

: снижается

: возрастает

I:

S: Психофизиологические вопросы повышения работоспособности включают:

: правильное сочетание труда и отдыха

: мотивация работников

: равномерность и ритм работы

: координацию работы подразделений организации

I:

S: Процесс врабатывания обеспечивается:

: психогимнастикой

: применение нейротропных средств

: информацией о негативных последствиях при сбое в работе

V1: {Профессиональный отбор и профессиографирование.}

I:

S: Информационные професиограммы предназначены для:

: подбора адекватных методов исследования эрготических систем

: использования в профконсультационной работе

: расстановки и переподготовки кадров.

I:

S: Профессионально важные качества необходимы:

: для существования любого вида деятельности

: для выполнения конкретных операций

: для успешного выполнения данной трудовой деятельности

I:

S: Модель специалиста подразумевает:

: профессиограммы

: профессиональные должностные требования

: квалифиционный профиль

ответ:  профессиональные должностные требования

I:

S: Когнитивно мотивационная, операторная и эмоционально волевая составляющая трудовой деятельности отражается в:

: морфологическом

: нормативно параметрическом анализе

I:

S: Сверхнормативным исполнителям присуще:

: мотивированность

: ответственность

: самостоятельность

: креативность

I:

S: Нормативные исполнители обладают такими качествами как:

: надежность

: сверхмотивированность

: повышенную самостоятельность

: добросовестность

I:

S: Делают всё по своему:

: творческие исполнители

: трансформирующие исполнители

I:

S: Постоянно уточняют задания:

: трансформирующие

: пассивно следующие

: низкомотивированные

I:

S: Поведенческий стиль отношений с людьми строится по принципу:

: думаю и делаю

: делаю как все

: делаю как знаю

I:

S: Объективные характеристики субъекта труда входят в анализ трудовой деятельности:

: нормативно параметрический

: морфологический

: функциональный

V1: Профессия. Виды профессиональной деятельности.

I:

S: Возможность вариативности в ритме и стиле деятельности у профессий:

: шаблонных

: самостоятельность

: свободных

: полуавтоматических

: автоматических

I:

S: Гностические, изыскательские, преобразующие профессии классифицируется …:

: по сфере деятельности

: по целям

: по условиям труда

: по степени регламентированности

I:

S: К профессиям, где существуют условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей относятся:

: учитель

vunivere.ru

Активация нервной системы влияет на продуктивность действий — Здоровье и лечение

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.

Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена на рис. 20.

+W1

W2

Рис. 20. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):

I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности W1; II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности W2

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

Source: StudFiles.net

phoenix-pharma.ru

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена нарис. 14.

 

Рис. 14. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):

I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности DW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности DW2

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Влияние стресса на продуктивность поведения. Закон Йеркса – Додсона.

Психические состояния человека – устойчивая организация всех компонентов психики, выполняющая функцию взаимодействия человека с окружающей средой. Психические состояния разнообразны, определяют особенности психической деятельности в данный период времени. Знание особенностей психических состояний важно в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности. Особое место в анализе психических состояний занимает понятие стресса.

Стресс – защитная реакция организма, способствующая успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Положительное влияние стресса происходит до определённого уровня, после которого происходит нарушение механизмов регуляции и ухудшение условий деятельности (дистресс).

Стресс это состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями или другими причинами. Можно говорить о психическом, эмоциональном, трудовом стрессе. Стресс проявляется как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки, в результате которой происходит ряд физиологических сдвигов, способствующих повышению его энергетических возможностей.

Следовательно, в процессе трудовой деятельности не должны постоянно возникать экстремальные ситуации, требующие мобилизации внутренних ресурсов человека. Выделяют следующие группы производственных факторов, отрицательно воздействующих на психическое состояние работающего: интенсивность работы; давление фактора времени; изолированность рабочих мест; однообразная и монотонная работа; недостаточная двигательная активность; воздействие внешней среды.

Действие этих факторов может быть ослаблено с использованием последних достижений науки и техники, внедрения принципа гуманизации труда, выполнении санитарно-гигиенических требований. Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается.

В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Законы Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона — эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей.

Иеркс и Додсон показали, что повышение уровня стресса, с ростом активации нервной системы, продуктивность поведения повышается до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня Акр. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечет нарушение механизмов саморегуляции, ухудшение деятельности, вплоть до ее срыва. Стресс, превышающий критический уровень называется дистресс. В учебном процессе дистресс можно часто наблюдать при решении ситуационных задач.

Еще необходимо рассмотреть два понятия тесно связанных с опасностью страх и беспокойство тревоги (тревожность). Состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность события (по И. Павлову — «пассивный оборонительный рефлекс»). Беспокойство тревоги — это реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить. Реакция страха это направленность организма на самосохранение. Страх обычно ведет к нарушению процессов саморегуляции, к дистрессу. Реакция беспокойства тревоги направлена на мобилизацию внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения события или его преодоления. Если она адекватна сложившейся ситуации, то является целесообразным и полезным состоянием.




infopedia.su

Итоговый тест по дисциплине «Психология труда» (Тест из 93 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 3

: водолаз

: врач

: агроном

I:

S: К сферам деятельности относится (вставить недостающее):

: техника

: природа

: люди

: художественные образы

: знаковые системы

I:

S: Оператор относится к профессиям использующий:

: ручной труд

: автоматические системы

: технические средства

I:

S: К психическим регуляторам труда относятся:

: образ объекта труда

: образ субъекта труда

: образ объект субъектных отношений

I:

S: Схемы, системы понятий, алгоритмы действий относятся к:

: известному образу труда

: репрезентивному конкретному образу

: репрезентивному абстрактному образу

I:

S: Обобщенный образ «Я» в психологии труда включает Я как личность и Я как ###

: профессионал

: пр*ф*сс**нал

: пр*ф*сс**н#$#

I:

S: К основным эргатическим функциям, связанным с общественным разделением труда относятся:

: функции духовного производства

: функции материального производства

: функции обеспечения упорядоченности социальных процессов

: функции обслуживания жизнедеятельности и обслуживания

I:

S: Лечение людей относится к функциям:

: материального производства

: духовного производства

: обслуживание жизнедеятельности и самообслуживания

I:

S: Построение общественных норм и правил относятся к функциям:

: материального производства

: духовного производства

: обеспечения упорядоченности социальных процессов

I:

S: Построение ближайших перспектив развития общества и его институтов относятся к функциям:

: материального производства

: обеспечения упорядоченности социальных процессов

: духовного производства

I:

S: Структурирование и создание средств управления психическим состоянием человека относятся к функциям:

: духовного производства

: обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания

: обеспечения упорядоченности социальных процессов

V1: Мотивация

I:

S: Одним из важнейших системообразующих факторов современной организации (предприятия, учреждений) является:

: согласование целей рядовых работников с целью организации

: жесткие требования по выполнению планов стоящих перед организацией

: создание материальных продуктов

I:

S: Потребность в безопасности выражается (исключить неверное):

: иметь надежную и стабильную работу

: быть защищенным в случае экологических спадов

: социальная защита в случае болезни и утраты трудоспособности

: нравится другим людям

I:

S: Потребность в уважении включает (подчеркнуть верное):

: получать похвалу со стороны коллег и руководства

: иметь высокий статус и авторитет в организации

: работать с дружелюбными и понимающими людьми

: получить признание своей значимости и неординарности

I:

S: Чувствовать ответственность за себя и своих подчиненных относится к потребности:

: аффилиации

: безопасности

: независимости и самостоятельности

I:

S: В теории К. Альдерфера выделяются такие потребности как

а) экзистенциальные

б) социальные

в) ###

: развития

: р*зв*тия

: р*зв*т#$#

I:

S: Иерархия потребностей устанавливается в теории:

: К. Альдерфера

: А. Маслоу

: Герцберга

I:

S: Гигиенические и мотивационные факторы представлены в теории, разработанной:

: Мак Грегором

: Маслоу

: Врумом

: Герцбергом

I:

S: К мотивирующим факторам в теории Герцберга относятся:

: заработная плата

: карьерный рост

: персональные блага

: повышение квалификации

: медицинское обслуживание

I:

S: Теорию ожиданий разработал:

: Мак Грегор

: Герцберг

: Врум

: Мак Клеланд

I:

S: К первому виду ожиданий относятся:

: ожидание ценности вознаграждения

: ожидание вознаграждения

: ожидание желаемых результатов

I:

S: В основе теории Мак Грегора лежит:

: потребность людей

: психологические особенности работников

: мировосприятие менеджеров

: отношение людей к работе

I:

S: Представление о том, что люди по природе наделены изобретательностью и воображением относятся к теории:

: Х

: У

: Z

I:

S: Представление о том, что люди избегают ответственности относятся к теории:

: Х

: Z

: У

I:

S: При достаточно большом рынке труда руководители двигаются в сторону:

: Х

: теории У

I:

S: В небольших компаниях руководители больше склоняются к теории:

: Х

: У

I:

S: «Социальный пакет» по теории Герцберга относится к:

: гигиеническим факторам

: мотивационным фаторам

I:

S: Мотивация в трудовой деятельности включает:

: побуждение к работе

: слежение за выполнением трудовых обязанностей

: выполнение прав работников

: сопряжение целей работников и целей организации

vunivere.ru

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *