Психологическое состояние человека и производственная безопасность
Незамерзайка незамерзающая жидкость оптом цена nezamoptom.ru. .Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.
Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.
Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.
Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.
Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но
Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.
Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена на рисунке.
Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):
I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности ΔW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности ΔW2
Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.
Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях – кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).
Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.
8.1.3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.
Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.
Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.
Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.
Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.
зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена на рис. 20.
+W1
—W2
Рис. 20. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):
I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности W1; II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности W2
Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.
Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях – кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).
Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.
studfile.net
Итоговый тест по дисциплине «Психология труда» (Тест из 93 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 2
: при однообразной работы
: при смене операций
I:
S: Закон Иеркса Додсона устанавливает закономерность между:
: работоспособностью и утомлением
: нагрузкой и утомлением
: активацией нервной системы и продуктивностью действий
I:
S: Стресс оказывает на трудовую деятельность:
: положительное влияние
: отрицательное действие
: положительное до превышения определенного уровня
I:
S: Повышение возбудимости нервной системы может свидетельствовать о:
: возникновении утомления
: оптимальном режиме работы
I:
S: Важнейшую роль в формировании тонкой структуры движений играет:
: тормозные процессы
: процессы избирательного возбуждения
: общая активация нервной системы
I:
S: По мере упрочения навыков возбудимость нервных клеток:
: возрастает
: снижается
I:
S: Упрочение навыков …:
: идет под непрерывном контролем сознания
: уходит под контроль подсознания
: спускается на бессознательный уровень
I:
S: При утомлении амплитуда рабочих движений:
: уменьшается
: увеличивается
: остается сохранной
I:
S: При утомлении стереотипы:
: сохраняются
: нарушаются
I:
S: Предшествующая работа одних мышц влияют на работоспособность других:
: увеличивая их работоспособность
: уменьшая их работоспособность
I:
S: Световые воздействия:
: увеличивает восприятие звука
: снижает восприятие звука
I:
S: Стимулирующее влияние на работоспособность оказывает:
: симпатическая нервная система
: парасимпатическая нервная система
I:
S: Повышение функциональных возможностей и более экономное расходование ресурсов организма обеспечивается ###
: тренировкой
: тр*н*р*вкой
: тр*н*р*в#$#
I:
S: Эмоциональное возбуждение повышает работоспособность через:
: активирующее влияние ретикулярной формации
: симпато адреналовую систему
I:
S: С ростом утомления ЧСС на одну и ту же нагрузку:
: увеличивается
: возрастает
I:
S: Критическая частота световых мельканий (КЧСМ) при утомлении:
: снижается
: возрастает
I:
S: Психофизиологические вопросы повышения работоспособности включают:
: правильное сочетание труда и отдыха
: мотивация работников
: равномерность и ритм работы
: координацию работы подразделений организации
I:
S: Процесс врабатывания обеспечивается:
: психогимнастикой
: применение нейротропных средств
: информацией о негативных последствиях при сбое в работе
V1: {Профессиональный отбор и профессиографирование.}
I:
S: Информационные професиограммы предназначены для:
: подбора адекватных методов исследования эрготических систем
: использования в профконсультационной работе
: расстановки и переподготовки кадров.
I:
S: Профессионально важные качества необходимы:
: для существования любого вида деятельности
: для выполнения конкретных операций
: для успешного выполнения данной трудовой деятельности
I:
S: Модель специалиста подразумевает:
: профессиограммы
: профессиональные должностные требования
: квалифиционный профиль
ответ: профессиональные должностные требования
I:
S: Когнитивно мотивационная, операторная и эмоционально волевая составляющая трудовой деятельности отражается в:
: морфологическом
: нормативно параметрическом анализе
I:
S: Сверхнормативным исполнителям присуще:
: мотивированность
: ответственность
: самостоятельность
: креативность
I:
S: Нормативные исполнители обладают такими качествами как:
: надежность
: сверхмотивированность
: повышенную самостоятельность
: добросовестность
I:
S: Делают всё по своему:
: творческие исполнители
: трансформирующие исполнители
I:
S: Постоянно уточняют задания:
: трансформирующие
: пассивно следующие
: низкомотивированные
I:
S: Поведенческий стиль отношений с людьми строится по принципу:
: думаю и делаю
: делаю как все
: делаю как знаю
I:
S: Объективные характеристики субъекта труда входят в анализ трудовой деятельности:
: нормативно параметрический
: морфологический
: функциональный
V1: Профессия. Виды профессиональной деятельности.
I:
S: Возможность вариативности в ритме и стиле деятельности у профессий:
: шаблонных
: самостоятельность
: свободных
: полуавтоматических
: автоматических
I:
S: Гностические, изыскательские, преобразующие профессии классифицируется …:
: по сфере деятельности
: по целям
: по условиям труда
: по степени регламентированности
I:
S: К профессиям, где существуют условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей относятся:
: учитель
vunivere.ru
Активация нервной системы влияет на продуктивность действий — Здоровье и лечение
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В целом характер деятельности, включающий такие моменты, как затраты физических усилий, неудобная рабочая поза, неблагоприятный темп труда, монотонная работа, умственные и нервно-эмоциональные перегрузки, чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов, несоответствие орудий труда и рабочего места антропометрическим данным человека и т.п., приводит к повышенному физическому и нервному утомлению. Bсе это нередко создает предпосылки или является непосредственной причиной несчастных случаев или расстройства здоровья. Так, например, у операторов ТЭС наблюдается повышение артериального давления, даже если стаж работы не превышает 5 лет. Имеют место также нарушения центральной нервной системы, которые способствуют появлению пояснично-крестцового радикулита.
Наряду с различными опасными и вредными факторами на людей, находящихся в экстремальных .условиях и чрезвычайных ситуациях, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний – стресса, психической напряженности, аффективных реакций и т.п.
Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Повышенный уровень тревожности также может стать причиной ошибочных действий.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.
Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, приводит к весьма различным, а порой даже противоположным результатам.
Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.
зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена на рис. 20.
+W1
—W2
Рис. 20. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):
I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности W1; II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности W2
Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.
Исследования показали, что нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40…60 %, а в особых случаях – кратковременно при 80 % от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20 % могут рассматриваться как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).
Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии, т.е. состоянию, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке. У них наступает своеобразный «психологический шок», который проявляется в сильной заторможенности либо беспорядочных импульсивных поступках, а также неспособности к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.
Source: StudFiles.netphoenix-pharma.ru
Психологическое состояние человека и производственная безопасность
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.
Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.
зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена нарис. 14.
Рис. 14. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):
I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности DW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности DW2
Похожие статьи:
poznayka.org
Влияние стресса на продуктивность поведения. Закон Йеркса – Додсона.
Психические состояния человека – устойчивая организация всех компонентов психики, выполняющая функцию взаимодействия человека с окружающей средой. Психические состояния разнообразны, определяют особенности психической деятельности в данный период времени. Знание особенностей психических состояний важно в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности. Особое место в анализе психических состояний занимает понятие стресса.
Стресс – защитная реакция организма, способствующая успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Положительное влияние стресса происходит до определённого уровня, после которого происходит нарушение механизмов регуляции и ухудшение условий деятельности (дистресс).
Стресс это состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями или другими причинами. Можно говорить о психическом, эмоциональном, трудовом стрессе. Стресс проявляется как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки, в результате которой происходит ряд физиологических сдвигов, способствующих повышению его энергетических возможностей.
Следовательно, в процессе трудовой деятельности не должны постоянно возникать экстремальные ситуации, требующие мобилизации внутренних ресурсов человека. Выделяют следующие группы производственных факторов, отрицательно воздействующих на психическое состояние работающего: интенсивность работы; давление фактора времени; изолированность рабочих мест; однообразная и монотонная работа; недостаточная двигательная активность; воздействие внешней среды.
Действие этих факторов может быть ослаблено с использованием последних достижений науки и техники, внедрения принципа гуманизации труда, выполнении санитарно-гигиенических требований. Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.
Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается.
В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Законы Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона — эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей.
Иеркс и Додсон показали, что повышение уровня стресса, с ростом активации нервной системы, продуктивность поведения повышается до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня Акр. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечет нарушение механизмов саморегуляции, ухудшение деятельности, вплоть до ее срыва. Стресс, превышающий критический уровень называется дистресс. В учебном процессе дистресс можно часто наблюдать при решении ситуационных задач.
Еще необходимо рассмотреть два понятия тесно связанных с опасностью страх и беспокойство тревоги (тревожность). Состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность события (по И. Павлову — «пассивный оборонительный рефлекс»). Беспокойство тревоги — это реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить. Реакция страха это направленность организма на самосохранение. Страх обычно ведет к нарушению процессов саморегуляции, к дистрессу. Реакция беспокойства тревоги направлена на мобилизацию внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения события или его преодоления. Если она адекватна сложившейся ситуации, то является целесообразным и полезным состоянием.
infopedia.su
Итоговый тест по дисциплине «Психология труда» (Тест из 93 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 3
: водолаз
: врач
: агроном
I:
S: К сферам деятельности относится (вставить недостающее):
: техника
: природа
: люди
: художественные образы
: знаковые системы
I:
S: Оператор относится к профессиям использующий:
: ручной труд
: автоматические системы
: технические средства
I:
S: К психическим регуляторам труда относятся:
: образ объекта труда
: образ субъекта труда
: образ объект субъектных отношений
I:
S: Схемы, системы понятий, алгоритмы действий относятся к:
: известному образу труда
: репрезентивному конкретному образу
: репрезентивному абстрактному образу
I:
S: Обобщенный образ «Я» в психологии труда включает Я как личность и Я как ###
: профессионал
: пр*ф*сс**нал
: пр*ф*сс**н#$#
I:
S: К основным эргатическим функциям, связанным с общественным разделением труда относятся:
: функции духовного производства
: функции материального производства
: функции обеспечения упорядоченности социальных процессов
: функции обслуживания жизнедеятельности и обслуживания
I:
S: Лечение людей относится к функциям:
: материального производства
: духовного производства
: обслуживание жизнедеятельности и самообслуживания
I:
S: Построение общественных норм и правил относятся к функциям:
: материального производства
: духовного производства
: обеспечения упорядоченности социальных процессов
I:
S: Построение ближайших перспектив развития общества и его институтов относятся к функциям:
: материального производства
: обеспечения упорядоченности социальных процессов
: духовного производства
I:
S: Структурирование и создание средств управления психическим состоянием человека относятся к функциям:
: духовного производства
: обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания
: обеспечения упорядоченности социальных процессов
V1: Мотивация
I:
S: Одним из важнейших системообразующих факторов современной организации (предприятия, учреждений) является:
: согласование целей рядовых работников с целью организации
: жесткие требования по выполнению планов стоящих перед организацией
: создание материальных продуктов
I:
S: Потребность в безопасности выражается (исключить неверное):
: иметь надежную и стабильную работу
: быть защищенным в случае экологических спадов
: социальная защита в случае болезни и утраты трудоспособности
: нравится другим людям
I:
S: Потребность в уважении включает (подчеркнуть верное):
: получать похвалу со стороны коллег и руководства
: иметь высокий статус и авторитет в организации
: работать с дружелюбными и понимающими людьми
: получить признание своей значимости и неординарности
I:
S: Чувствовать ответственность за себя и своих подчиненных относится к потребности:
: аффилиации
: безопасности
: независимости и самостоятельности
I:
S: В теории К. Альдерфера выделяются такие потребности как
а) экзистенциальные
б) социальные
в) ###
: развития
: р*зв*тия
: р*зв*т#$#
I:
S: Иерархия потребностей устанавливается в теории:
: К. Альдерфера
: А. Маслоу
: Герцберга
I:
S: Гигиенические и мотивационные факторы представлены в теории, разработанной:
: Мак Грегором
: Маслоу
: Врумом
: Герцбергом
I:
S: К мотивирующим факторам в теории Герцберга относятся:
: заработная плата
: карьерный рост
: персональные блага
: повышение квалификации
: медицинское обслуживание
I:
S: Теорию ожиданий разработал:
: Мак Грегор
: Герцберг
: Врум
: Мак Клеланд
I:
S: К первому виду ожиданий относятся:
: ожидание ценности вознаграждения
: ожидание вознаграждения
: ожидание желаемых результатов
I:
S: В основе теории Мак Грегора лежит:
: потребность людей
: психологические особенности работников
: мировосприятие менеджеров
: отношение людей к работе
I:
S: Представление о том, что люди по природе наделены изобретательностью и воображением относятся к теории:
: Х
: У
: Z
I:
S: Представление о том, что люди избегают ответственности относятся к теории:
: Х
: Z
: У
I:
S: При достаточно большом рынке труда руководители двигаются в сторону:
: Х
: теории У
I:
S: В небольших компаниях руководители больше склоняются к теории:
: Х
: У
I:
S: «Социальный пакет» по теории Герцберга относится к:
: гигиеническим факторам
: мотивационным фаторам
I:
S: Мотивация в трудовой деятельности включает:
: побуждение к работе
: слежение за выполнением трудовых обязанностей
: выполнение прав работников
: сопряжение целей работников и целей организации
vunivere.ru