Материал на тему: Тесты на определение координации движений у дошкольников
Тесты на определение координации движений у дошкольников
Координация движений — способность осознанного контроля за двигательным образом, возможность управления своим движением. Координация движений не зависит от веса и роста ребенка, его двигательных навыков и не требует специального обучения.
Инструктор показывает упражнение всем детям в обычном темпе, затем дает словесное объяснение и замедленно демонстрирует образец, обращая внимание на цели действия (координации). После этого инструктор вместе с детьми проговаривает программу двигательных действий, не делая акцент на технике выполнения упражнения.
Оценка координации движений:
одновременное правильное выполнение — 3 балла
не одновременное, но правильное выполнение движений — 2 балла
нарушение координации, но после повторного показа правильное выполнение отдельных элементов — 1 балл
Тест 1 Цель: оценить координацию движений рук в сагиттальной плоскости
Ребенок начинает маховые движения правой рукой и подключает противоположном направлении движения левой рукой (как при ходьбе)
Тест 2 Цель: оценить координацию движений рук в вертикальной плоскости
Ребенок начинает движения вверх-вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.
Тест 3 Цель: оценить координацию движений рук в горизонтальной плоскости
Ребенок начинает движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединять движения левой рукой — вперед-назад. Направления движения противоположные.
Тест 4 Цель: оценить координацию движений рук и ног в сагиттальной плоскости
Ребенок отводит в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот
Тест 5 Цель: оценить координацию движений рук и ног в вертикальной плоскости
Ребенок поднимает одновременно согнутую в локте правую руку и сгибает в колене левую ногу и наоборот.
Тест 6 Цель: оценить координацию движений рук и ног в горизонтальной плоскости
Ребенок отводит перед правую руку и назад левую ногу и наоборот
Тест 7 Цель: выявить и тренировать координационные возможности детей при упражнении равновесия
Ребенок встает в стойку — носок ноги, стоящий сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди — и пытается при том сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время упражнения равновесия фиксируется секундомером, из двух попыток засчитывается лучший результат.
nsportal.ru
Тесты на определение координации движений у дошкольников — физинструктор.ру
Координация движений — способность осознанного контроля за двигательным образом, возможность управления своим движением.
Координация движений не зависит от веса и роста ребенка, его двигательных навыков и не требует специального обучения.
Инструктор показывает упражнение всем детям в обычном темпе, затем дает словесное объяснение и замедленно демонстрирует образец, обращая внимание на цели действия (координации). После этого инструктор вместе с детьми проговаривает программу двигательных действий, не делая акцент на технике выполнения упражнения.
Оценка координации движений:
одновременное правильное выполнение — 3 балла
не одновременное, но правильное выполнение движений — 2 балла
нарушение координации, но после повторного показа правильное выполнение отдельных элементов — 1 балл
Тест 1
Цель: оценить координацию движений рук в сагиттальной плоскости
Ребенок начинает маховые движения правой рукой и подключает противоположном направлении движения левой рукой (как при ходьбе)
Тест 2
Цель: оценить координацию движений рук в вертикальной плоскости
Ребенок начинает движения вверх-вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и аоборот.
Тест 3
Цель: оценить координацию движений рук в горизонтальной плоскости
Ребенок начинает движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединять движения левой рукой — вперед-назад. Направления движения противоположные.
Тест 4
Цель: оценить координацию движений рук и ног в сагиттальной плоскости
Ребенок отводит в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот
Тест 5
Цель: оценить координацию движений рук и ног в вертикальной плоскости
Ребенок поднимает одновременно согнутую в локте правую руку и сгибает в колене левую ногу и наоборот.
Тест 6
Цель: оценить координацию движений рук и ног в горизонтальной плоскости
Ребенок отводит перед правую руку и назад левую ногу и наоборот
Тест 7
Цель: выявить и тренировать координационные возможности детей при упражнении равновесия
Ребенок встает в стойку — носок ноги, стоящий сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди — и пытается при том сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время упражнения равновесия фиксируется секундомером, из двух попыток засчитывается лучший результат.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Диагностика физического развития дошкольников
Тесты для определения выносливости
Тесты на определение волевых качеств
Тест для выявления нарушений осанки у детей
Упражнения на координацию движений: ТОП способы
Как развить координацию движений. Тесты для координации. Что такое вестибулярный аппарат и как его тренировать.
Координация движений – подразумевает точность движения тела из точки А в точку В, согласно подаваемым сигналам мозга при сохранении необходимого равновесия. Способность развивается с раннего возраста, поэтому упражнения на координацию движений важный момент в жизни каждого человека.
С детства очень важно уделять внимание подвижным видам спорта – теннис, акробатика, гимнастика и подобным играм, которые улучшают координацию и ловкость движений. При рождении у большинства реакция одинакова, но с возрастом этот показатель начинает у всех разнится.
В итоге развития одни не могут поймать теннисный мяч с 5 метров, а другие с 10 метров с лёгкостью попадают в баскетбольное кольцо. Почему так происходит? С раннего детства все навыки впитываются как губка и к 20 годам постепенно угасают. Чтобы развить их после 30 понадобится в 2-3 раза больше времени, терпения и сил.
Тесты на координацию движений
Для этого существуют элементарные способы определения уровня координации:
♦ ТЕСТ № 1 – к примеру, вращайте кисть правой руки вправо и эту же руку в локте в левую сторону. Не получается? Неудивительно, ведь наш организм привык делать всё симметрично.
♦ ТЕСТ № 2 – закройте глаза, станьте на одну ногу, вторую отведите назад, а обе руки разведите в сторону. Простойте в таком положении как можно дольше, это развивает концентрацию и координирует баланс.
♦ ТЕСТ № 3 – возьмите 2 теннисных мяча и кидайте их в стену, можно по очереди, можно вместе. Вроде всё получается и несложно. Далее встаньте на одну ногу и бросайте мячи, начали возникать первые сложности, не так ли?!. В конце прыгайте на ноге и одновременно бросайте мячи обеими руками, вот здесь и полетели мячи в разные стороны, кто куда, а вообще можете грохнуться на пятую точку.
Что такое вестибулярный аппарат
Это участок головного мозга, помогающий определять вправо-влево, верх-вниз направления. Чтобы вестибулярный аппарат поддерживался в форме, его необходимо постоянно тренировать, ведь благодаря ему организм имеет возможность приспосабливаться к нестандартным и новым движениям.
Чтобы узнать в порядке ли вестибулярный аппарат, можно провести простой эксперимент:
Стойте прямо, за счёт ног выполните 10 поворотов влево, а потом вправо, после сразу встаньте на одну ногу, если аппарат хоть немного не в порядке, то равновесие будет потеряно. Некоторые после такого даже стоя на двух ногах начнут двигаться в стороны.
Для сведения! Фигурное катание, акробатика, гимнастика и танцы хорошо развивают вестибуляцию.
Если не проводить тренировки, со временем координация теряется и адаптироваться к разнообразным вращениям и резким движениям становится очень сложно.
Для справки, если вовремя авиа полёта кружится голова и подступает тошнота — это свидетельство слабости именно вестибулярного аппарата.
Хороший метод его развития следующий:
- Ровно встаньте, руки можно как скрестить на груди, так и оставить вдоль туловища;
- Выполните боковые повороты туловища вокруг своей оси по часовой стрелке. Амплитуду необходимо делать по максимуму;
- После 10 повторов, резко остановитесь, если есть признаки тошноты, то выполняйте ещё 10 повторений в медленной манере снизив обороты;
- Далее выполните 10 повторов в обратном направлении, если тошноты нет, ещё раз 10 повторений;
- Выполняйте упражнения ежедневно, увеличивая количество повторений на 2 раза;
- В последующем выполняйте повороты по 5-10 минут и более под любимую музыку или просматривая интересующий фильм.
Выполняя это упражнение одновременно тренируете на только координацию, но и держите в тонусе нижний пресс.
Упражнение на развитие координации движений
Упражнений на развитие координации множество, но ниже будет предоставлен перечень самых распространённых, но не менее эффективных:
- для развития моторно-зрительной координации, необходимо стать на одну ногу и бросать теннисный мяч с левой руки в правую и наоборот, далее поменять ноги. В конце упражнения необходимо взять 2 мяча и выполнить их поочередное перекидывание из руки в руки. Не забывайте всё время стоять на одной ноге;
- полюбите пинг-понг, это только на первый взгляд может показаться, что это игра для детей. На самом деле это превосходный способ развить ловкость, концентрацию и скорость реакции;
- полезно стоять на одной ноге и одновременно вертеть головой, бросать мяч в стену и даже читать книгу.;
- еженедельно необходимо проводить простые тесты на совершенствование ловкости;
- каждый раз пытайтесь усложнять упражнения. Пробуйте стоя на одной ноге и жонглировать двумя, а то и тремя мячами. Пробуйте ходить на одной ноге или прыгать через невысокие препятствия;
- хорошее упражнение, которое нравится боксёром – бой с мячом.
Бой с мячом (Fight Ball)
Для этого элементарного упражнения необходимы:
- простая кепка;
- эластичная резинка;
- пластырь;
- теннисный мяч.
Пластырем крепится резинка к мячу, а другой конец резинки к кепке. Протяжённость резинки нужно выбрать чуть менее длины полностью вытянутой руки.
Далее просто выполняются ударные движения по мячу, который натягиваясь за счёт усилия резинки так и норовит попасть к вам в лицо. Можно как уклоняться от удара, так и боксировать по мячу. Со временем рекомендовано выполнять упражнение в движении.
Всегда стоит помнить, чем сильнее удар, тем мощнее будет возвращаться мяч назад и в случае промаха мяч прилично может дать в «тыкву».
С возрастом координация и реакция замедляется, поэтому важно периодически поддерживать её на хорошем уровне, это полезно не только для соревнований, но и в обычной жизни!
Рекомендуем Вам:
bombatelo.ru
Тесты на развитие специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Уважаемые педагоги, разрешите представить вашему вниманию работу на тему «Развитие специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста».Двигательно-координационные способности человека — это его возможности преобразовывать определённые двигательные движения в единое целое в зависимости от преследуемой цели.
Школьный возраст является сенситивным для развития прыгучести, потому для более эффективной подготовке детей к сдаче нормативов Гто , опробовалась методика специального комплекса.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития координационных способностей. В этот период ребёнок овладевает основными двигательными действиями, готовится к овладению нормативными упражнениями, в беге, прыжках, метаниях. Подготовка детей к выполнению нормативных упражнений, в особенности прыжковых является педагогической задачей.
Специфические координационные способности:
Способность к ориентированию – это способность человека точно определять и своевременно менять расположение тела и совершать движения в заданном направлении.
Способность к реагированию – позволяет оперативно и точно совершать целое, кратковременное действие на известный или ранее неизвестный сигнал телом или его частью.
Способность к изменению двигательных действий – это быстрота изменения выработанных форм движений или переход от одного двигательного действия к другому в зависимости от изменяющихся условий.
Способность к согласованию – это соединение, соподчинение разных отдельных движений и действий в одну целостную двигательную комбинацию.
Способность к равновесию – это умение сохранять устойчивость позы в статическом положении тела в процессе выполнения движения.
Способность к ритму – это способность максимально точно повторять заданный ритм определенного двигательного действия или адекватно изменять его в зависимости от изменяющихся действий.
Они считаются наиболее значимыми, потому что проявляются в процессе трудовой или спортивной деятельности и в быту. Поэтому развитию этих способностей нужно уделять большое внимание в рамках физического развития школьников. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.
Цель работы: определить эффективность специального комплекса упражнений применительно для развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Определить начальные показатели развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать эффективность специального комплекса упражнений применительно для развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза работы: выдвигается предположение, что применение специально разработанного комплекса упражнений для развития прыгучести способствует улучшению специфических координационных способностей и темпов развития прыгучести.
При изучении проблемы тестирования специалисты до сих пор сталкиваются с потребностью поиска ответов на три важных вопроса:
1. Какими критериями оценивать координационные способности?
2. При помощи, каких методов можно максимально полно измерить уровень развития координационных способностей?
3. Как провести тестирование?
Критерии – это общие признаки, на основании них оцениваются способности человека. Критериями координационных способностей считаются четыре признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые обладают качественными и количественными характеристиками.
При оценке координационных способностей применяют такие методы:
• наблюдение;
• экспертная оценка;
• аппаратурный метод;
• тесты.
Основными тестами являются: Для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям используют тесты:
1) челночные бег 3 х 10 м;
2) три кувырка вперед;
3) метание теннисного мяча на дальность.
Для оценки способности к дифференцированию:
1) бросок мяча в цель, стоя спиной к цели;
2) прыжки вниз на разметку;
Для оценки способности к ориентированию в пространстве:
1) маятник – бросок – цель;
Для определения комплексной реакции:
1) упражнение – реакция – мяч;
Для определения способности к равновесию:
1) повороты на гимнастической скамейке
1) стойка на одной ноге.
Исследования проводились на базе ГБОУ СОШ №217 г. Сакт-Петербурга, Красносельского района в 2016-2017 (сентябрь-январь) учебном году в первых классах (1а, 1б). В эксперименте принимали участие ученики первых классов в возрасте 7-8 лет; один класс контрольный (1б — 15 человек), второй класс экспериментальный (1а — 15 человек). Обучающиеся контрольной группы занимались по программе физического воспитания, которую разработал коллектив преподавателей физической культуры на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 классов (авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич). Экспериментальная группа занималась по той же программе, но с включением в занятия специально разработанного комплекса упражнений для развития специфических координационных способностей в прыжках в течение 78 занятий (3 раза в неделю). До начала и после педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью определения уровня развития специфических координационных способностей в прыжках, результаты которого должны показать эффективность выбранной методики.
Был составлен комплекс специальных упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей в прыжках в подготовке учащихся. Для применения этого комплекса упражнений был использован метод интервального прерывного упражнения (повторного).
Занятия по комплексу состоят из 9 упражнений, продолжительностью от 2 до 4 минут. Комплекс применяется с сентября по январь 2016-2017 учебного года 3 раза в неделю.
1. упражнение: на занятиях после кросса и гимнастики совершали прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3 — 4 раза по 1 мин (интервал 5 — 7 мин). Интервалы нужны для развития других игровых качеств — быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствование техники игры. Прыжки выполняются толчками 2 ног, приземление на заряженную стопу. Время на отталкивание от пола — минимальное.
2. Упражнение: то же, но толчок и приземление совершаются с левой ноги на правую, и наоборот — поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед — назад на расстояние нормального шага — «маятник».
3. Упражнение: прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.
4. Упражнение: прыжки в приседе (укрепляют не только мышцы голени, но и бедра, спины). Можно делать их в парах — спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед — назад.
5. Упражнение: прыжки с уступающе-преодолевающим воздействием: запрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание на пол (высота скамейки 30 сантиметров).
6. Упражнение: прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах.
7. Упражнение: прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин с интервалом отдыха 30 секунд.
8. Упражнение: многоскоки на одной ноге. Задача — сделать прыжок как можно дальше. Упражнение можно проводить в виде соревнования: кто из учеников потратит меньшее количество прыжков, чтобы пересечь длину площадки (длина площадки 20 метров).
9. Упражнение: серийные прыжки с подтягиванием коленей к туловищу. Сериями по 30 — 35 с.
Итоговый контроль. Итоги тестирования являются показателем качества деятельности учащихся и преподавателя. Для выполнения результативности нашего комплекса мы использовали следующие тесты:
Основными методами исследования в данной работе стали:
-анализ литературных источников;
-педагогический эксперимент;
-тестирование (тест по Абалакову- прыжок с пояском; прыжок в длину с места; бег 30 метров; челночный бег 3×10).
-метод математической статистики
Для исследования эффективности комплекса упражнений на развитие специальных координационных способностей в прыжках мы использовали модифицированную формулу показателей темпов прироста физического качества (С.Броуди)
На основании протоколов исследований по каждой методике составлялись таблицы с последующей статистической обработкой на IBM – Pentium c использованием электронных таблиц Microsoft Excel 2013, statistika for Windows 7.0. При этом вычислялись: среднее арифметическое по каждой группе исследуемых величин М, средняя арифметическая ошибка m.
Результаты подсчетов исходных и конечных данных уровня развития специфических координационных способностей в прыжках в контрольном (1б) и экспериментальном (1а) классе приведены в таблице
Примечание: р-достоверность
* p <0.05 при t- критерии Стьюдента 2,05
** p <0.01 при t- критерии Стьюдента 2,76
*** p >0.001 при t- критерии Стьюдента 3,67
Результаты наших исследований показывают, что составленный специальный комплекс упражнений повышает эффективность в развитии специфических координационных способностей и прыгучести на 26,77% относительно основной программы физического воспитания ГЬОУ СОШ №217. Тем самым подтверждается предположение о том, что применение специального комплекса упражнений способствует развитию горизонтальной, вертикальной прыгучести и относительному развитию координационных способностей
Выводы:
1. В физической подготовке детей 7-8 лет имеет большое значение развития прыгучести, что способствует специфическому развитию координационных способностей.
2.Проведение итогового тестирования в экспериментальном классе с применением специально подобранного комплекса упражнений показало, что показатели прироста составили: в тесте специальной прыжковой подготовки (тест Абалакова) -13,42%, в тесте горизонтальной прыгучести -5,6%, в тесте максимальной скорости (бег 30 метров) -4,12%, в тесте специальных скоростных способностях (челночный бег 3х10 метров) -3,97%.
3.Исследования показали, что экспериментальная методика развития прыгучести и у учащихся 7-8 лет имеет не достоверные различия между показателями тестирования, однако тенденция темпов прироста наблюдается. Таким образом, подобранный комплекс упражнений способствует повышению уровня развития специфических координационных способностей и прыгучести. Так же, данный комплекс упражнений, может быть использован на уроках физической культуры в школе и в детских юношеских школах для любой специализации.
Список использованных источников:
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – С. 43.
2. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. — СПб.: ЛГОУ, 1999. — 352 с.
3. Байдалова Н.Ф. Методические указания по оценке физического развития детей и подростков / Н.Ф. Байдалова. — Архангельск, 1977. – С. 25.
4. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2002 — №3. – С. 3-5.
5. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / Под общ. Ред. Н.Н. Маликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 528 с.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физическая культура и спорт, 2005. — 234 с.
7. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1986. – 173 с.
8. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. — М.: АСТ, 2003. — 220 с.
9. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2007. – 112 с.
10. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. — Киев, 2006. — 134 с.
11. Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007. – 144 с.
12. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. — Минск, 2002. — 68 с.
13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М., 2003.
14. Лях В.И. Специальные координационные способности, как прогнозирование. Мурманск — Теория и практика. 2002.
15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников — М: Просвещение, 1998.-125с.
16. Лях В.И. Координационные способности школьников – М., 2001.-152с.
17. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры:
Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. — 319 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.-137с.
20. Майский А.Б., Лебедева М.А., Стук Н.С. Развитие, здоровье, гармоничность. – Архангельск, 1997.
21. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. -303 с..
22. Мотылянская Р.Е. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни / Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Каплан, В.К. Велитченко // Теория и практика физ. культуры. – 1998. — № 7. – С. 14.
23. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2004. — 144 с.
24. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.1993.
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М: Просвещение, 1973.-125с.
26. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. — 2000. — №1.- С.53-59.
27. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 1999.-324 с.
28. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред.Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
29. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 360 с.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.-480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Результаты тестирования контрольного класса (1б).
№
Тест Абалакова (в сантиметрах)
Прыжок в длину с места ( в сантиметрах)
Бег 30 метров (в секундах)
Челночный бег 3х10 ( в секундах)
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
1
22
23
119
123
6.2
6.2
9.9.
10.1
2
21
21
116
116
8.1
7.9
10.3
10.2
3
19
19
112
115
7.4
7.0
11.4
11.0
4
19
19
123
128
8.1
8.5
10.5
11.1
5
16
17
132
132
6.3
6.3
10.7
10.7
6
14
15
107
112
7.0
7.1
12.1
11.1
7
11
11
97
102
7.7
7.6
13.1
12.3
8
22
23
112
118
6.5
6.4
10.0
10.1
9
18
22
113
117
8.2
8.0
13.5
12.4
10
15
18
132
135
7.7
7.4
14.1
13.5
11
18
19
145
146
6.9
6.6
12.1
10.9
12
21
19
123
133
8.0
9.0
11.8
10.7
13
16
17
115
122
8.9
6.4
11.3
11.1
14
19
15
110
114
9.3
7.1
12.7
12.0
15
17
18
102
114
8.0
8.0
10.1
10.3
Примечание: Н.р. – начальный результат, К.р. – конечный результат.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 2. Результаты тестирования экспериментального класса (1а).
№
Тест Абалакова (в сантиметрах)
Прыжок в длину с места (в сантиметрах)
Бег 30 метров (в секундах)
Челночный бег 3х10 (в секундах)
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
Н.р.
К.р.
1
23
24
120
125
6.3
6.0
9.9
9.9
2
20
22
115
118
8.0
7.8
10.2
10.0
3
18
20
112
115
7.1
6.9
11.2
10.9
4
20
22
125
130
8.5
8.3
11.7
10.9
5
15
18
130
134
6.1
6.1
10.9
10.3
6
13
15
102
112
7.0
9.6
12.0
11.0
7
10
13
98
105
7.7
7.4
13.0
12.0
8
21
25
110
120
6.5
6.1
10.0
9.9
9
19
23
111
119
8.3
7.9
13.2
12.0
10
17
19
135
139
7.0
7.1
14.1
13.1
11
18
19
142
148
6.8
6.3
11.1
10.7
12
20
22
128
135
9.1
8.7
11.7
10.3
13
15
17
118
126
6.3
6.1
11.2
10.6
14
12
15
109
119
7.2
6.9
12.0
11.7
15
16
18
103
115
8.1
7.8
10.0
10.1
Примечание: Н.р. – начальный результат, К.р. – конечный результат
infourok.ru
2. Исследование статической координации движений.
8. Проба «остановка по сигналу».
Цель – исследование статической координации тела.
Процедура.
Ребенку предлагается выполнить упражнение «Остановка по сигналу». Выполнение задания происходит по словесной инструкции.
Инструкция.
Давай продолжим играть. Ты замечательно прыгаешь. По моему сигналу ты начнешь прыгать, но как только я дам сигнал (хлопок в ладоши), ты остановишься и будешь стоять в этой позе пока я считаю до 5..
Оценка выполнения проб.
Высокий уровень — 3 балла — правильное выполнение задания, точное и одновременное для обеих ног и рук выполнение пробы, полный объем движений, при необходимости: длительное удерживание позы.
Средний уровень — 2 бала — правильное выполнение большинства заданий с незначительными ошибками, выражающимися либо в неполном объеме, либо в неточном выполнении пробы.
Низкий уровень — 1 балл — выполняет большинство заданий с грубыми ошибками, выражающимися в нарушении объема, точности, одновременности движений. В невозможности удержания заданного положения (при необходимости), наличие сильной напряженности и скованности движений, в трудности переключения с одного движения на другое.
Очень низкий уровень — 0 баллов — ребенок не может выполнить задание до конца, либо отказывается.
Все задания, в соответствии с уровневой теорией Н.А. Бернштейна можно представить как:
1. Тест на статическую координацию движений. Применение этого теста является наиболее адекватным для исследования функции статистического равновесия. Тестом устанавливается преимущественное участие руброспирального уровня ЦНС (уровня А по Н.А. Бернштейну): остановка по сигналу.
2. Тест на динамическую координацию движения требующий согласованности деятельности большого количества мышечных групп. Он отражает количество мышечных групп, ловкость, двигательную маневренность, состояние динамической координации преимущественно рук и динамической координации в целом. Данным тестом выявляется преимущественная активность уровня синегии (В) и нижнего подуровня пространственного поля.
А) тест на динамическую координацию преимущественно рук: бросить мяч взрослому на расстоянии 1, 5 м..
Б) тест на динамическую координацию в целом: прыжок в обруч.
3. Тест на исследование скорости движений, отражающий динамическую координацию всего тела и позволяющий судить о быстроте, ловкости движений, двигательной маневренности. Тестом выявляется преимущественно активность уровня (В) и (С1): прыжки на 1 и 2 ногах.
4. Тест на одновременность движений. Характеризует корковый уровень построения движений: движение с флажками и лентами.
5. Тест на отчетливость движений (на выявление синкинезий): движение с флажками, бросание мяча.
2) Исследование мелкой моторики рук.
Материал исследования.
1. Исследование динамической координации движений.
1. Проба «Сжимание кистей рук».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Сжимание кисти в кулаки, а большие пальцы вытягиваются вверх.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. Соедини руки в кулак, а большие пальцы вытяни вверх. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.
2. Проба «Пальчики здороваются».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Пальцы рук соединены. Осуществляется поочередное движение – касание всех пальцев, начиная с большого. Задание выполняется по подражанию.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. Посмотри, как мои пальчики здороваются друг с другом. А теперь покажи, как здороваются твои пальчики.
3. Проба «Сгибание пальцев руки».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого, затем поочередное сгибание пальцев правой (левой ) руки начиная с мизинца. Выполнение задания происходит по подражанию.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. Сгибай пальчики правой руки, начиная с большого, потом разгибай, а потом опять начни сгибать, но начиная с мизинца.
4. Проба «Изменение положения кистей рук».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Руки расположены на уровне груди, одна руки сжата в кулак, другая с растопыренными пальцами. Осуществляется изменение положения кистей рук — одна распрямляется, другая сжимается в кулак. Выполнение задания происходит по подражанию.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. Помести руки на уровень груди. Одну сожми в кулак, а другую раскрой. Теперь одновременно кулак разожми, а раскрытую сожми в кулак.
5. Проба » Клубок ниток».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Ребенок должен смотать клубок ниток. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. По моей команде нужно начать наматывать нитку катушку так, чтобы получился клубок. Начинай.
6. Проба » Трафарет».
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Обведение трафарета поочередно обеими руками.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками и порисуем. Смотри, какой интересный шаблон я принесла. Тебе нужно его обвести. Возьми ручку и обведи его сначала правой, а потом левой рукой. Выполнение задания происходит по словесной инструкции.
7. Проба » Кулак-ребро-ладонь «.
Цель – исследование динамической координации пальцев рук.
Процедура.
Руки расположены на столе. Следует постепенно изменять положение кисти — сжать сначала в кулак, затем поставить на ребро, а затем раскрыть ладонь.
Инструкция.
Давай поиграем пальчиками. Положи руки на стол. Посмотри за моими движениями. Я буду сжимать обе руки сначала в кулак, затем поставлю на ребро, а затем раскрою ладонь. Повторяй за мной. Выполнение задания происходит по подражанию.
studfile.net
Работа по развитию координации движений у дошкольников
Диагностика развития координации
При посещении утреней гимнастики и занятий по физической культуре мною и воспитателями групп были отмечены дети, у которых не прослеживается динамика в развитии координации движений Мною было принято решение: провести индивидуальную работу по развитию данного физического качества.
Перед началом занятий оценен текущий уровень развития зрительно-моторной координации с помощью несложных тестов на координацию движений и чувство равновесия.
Необходимо стать ровно, сдвинув носки и пятки вместе. Закрыть глаза. Поднять правую ногу и сделать ею вращательное движение по часовой стрелке. Вас не должно шатать. Если появляется необходимость срочно вернуть равновесие, встав на обе ноги – этот пункт теста считается не пройденным.
Нужно сесть на стул и вновь поднять правую ногу (для левшей — левую). Мы вновь совершаем ею вращательное движение по часовой стрелке. Но теперь упражнение усложняется: одновременно с движением ноги необходимо одноименной рукой рисовать в воздухе букву «б».
Положите руку себе на живот и делайте круговые поглаживающие движения по часовой стрелке. Одновременно с этим движением левая ладонь постукивает по макушке.
Встать на одну ногу, согнуть другую и подняв ее повыше, но чтобы было комфортно. Простояв 40-50 секунд, повторить тест на другой ноге. (Выполнить данный тест с закрытыми глазам. Задача – удерживать равновесие на каждой ноге 30 секунд.)
Данные тесты детям пройти не удалось, Отсюда вывод: необходимы упражнения на развитие координации движений.
Развитие координации движений
Цель занятий – добиться полной независимости перемещений тела от мозга и зрительных ощущений:
Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног.
«Жонглер». Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука.
Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот.
Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.
Рекомендации родителям: «Как развить ловкость и координацию в домашних условиях»
Простой способ увеличить скорость реакции – выполнять традиционные движения из непривычного положения, в непривычных условиях. Цель данных занятий – сохранять чувство равновесия, научиться как можно быстрее запоминать новые движения, воспроизводить их с максимальной скоростью и точностью.
Начинать заниматься стоит с простых комбинаций. Чем сложнее и быстрее выполняемые движения, тем выше интенсивность тренировки.
В результате спортивных занятий нагрузку получает не только мускулатура, но и нервная система.
Развитию ловкости помогают спортивные игры: баскетбол, хоккей, футбол. Полезен бег по пересеченной местности с препятствиями, которые приходится огибать, перепрыгивать (челночный бег).
Развить координацию движений, ловкость помогают ходьба по гимнастическому бревну, рельсу, поребрику. Для усложнения упражнения перемещать вокруг туловища мяч, передавая его из одной руки в другую.
Упражнение 1. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой – против часовой стрелки. Через 10-15 движений поменять направление вращения рук.
Упражнение 2. Поместить ладонь правой руки на расстоянии 5-10см над головой. Поднимать и опускать ладонь, дотрагиваясь темени. Одновременно ладонь левой рукой описывает круги параллельно плоскости живота.
Упражнение 3. Стоя вытянуть вперед правую руку. Вращать выпрямленной рукой по часовой стрелке, а ее кистью против часовой стрелки. Движения выполняются 10-15 раз, плавно и без рывков. Повторить для другой руки.
Упражнение 4. Обе выпрямленные руки вытянуты перед собой. Одна рука выполняет произвольные движения, другая рисует ту или иную геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, и т.п. Через 10-15 движений руки меняются ролями.
Какие спортивные упражнения развивают ловкость и быстроту
Простейший способ развить силу рук, спинные мышцы, координацию движений – ходьба на руках, толкая руками перед собой мяч.
Развивают реакцию, глазомер и точность движений попеременное перебрасывание между партнерами мяча, отскочившего от стены. Один участник кидает мяч, который отскакивает от стены, партнер ловит мяч и аналогичным способом возвращает назад.
Следующее упражнение на развитие быстроты, ловкости и координации: прыгать на месте и одновременно «вести» мяч. Для усложнения движений в прыжке поворачивать туловище на 90 градусов вправо или влево, вести одновременно два мяча.
Координацию движений, силу ног развивают перепрыгивания через гимнастическую скамейку на двух ногах, на одной ноге, с одновременным ведением мяча. Перепрыгивать можно боком, спиной вперед.
Еще одно упражнение — подбросить мяч, кувыркнуться, поймать мяч. Для усложнения постараться успеть встать, подпрыгнуть и поймать мяч в прыжке.
infourok.ru
Название | Цель |
Используемые методики, авторы | Л.В.ЯковлеваПрограмма «Старт» |
| |
Тесты для детей 3 лет. | |
1.Тест на определение скоростных качеств: | Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта. Фиксируется лучший результат из двух попыток. |
2. Тест на определение выносливости: | Цель: Бег на выносливость (определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата). Определить выносливость в непрерывном беге на 90 м (300м) у детей дошкольного возраста. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок. |
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств: | Цель: Определить скороетно – силовые качества; 1. В прыжке в длину с места. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат. 2 .Прыжок вверх с места. Засчитывается лучший результат из двух попыток. 3. Прыжок в длину с разбега. Дается две попытки. Записывается лучший результат 4. Бросок набивного мяча массой 1 кг. Способом из-за головы двумя руками стоя (тестируется уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности). Делаются два броска, фиксируется лучший результат. 5. Бросок теннисного мяча удобной рукой ( тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка) |
4.Тест на определение гибкости: | Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук. |
5.Тест на определение ловкости и координационных способностей: | Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои 1. В челночном беге 3*10 м . Фиксируется общее время бега 2. Статическое равновесие (тест выполняет и тренирует координационные возможности детей). 3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию) 4. Отбивание мяча от пола ( тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы). 5. Прыжки через скакалку (тестируется ловкость, гибкость, выносливость) Фиксируется количество прыжков из двух попыток. 6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно- двигательного аппарата, эластичность мышц и связок) |
Тесты для детей 4 лет. | |
7. Тест на определение функции равновесия | Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног |
8. Тест на определение координации | («Пальчик с носиком здороваются») |
Тесты для детей 5лет. | |
9. Тест на определение функции равновесия. | Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 10 секунд. |
10.Тест на определение функции пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия. | Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене). Сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50 см. |
Тесты для детей 6 лет. | |
11.Тест на определение функции статического равновесия. | В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900 . После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу. |
12.Тест на определение точности и координации движений. | Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). |
Тесты для детей 7лет. | |
13. Тест на определение функции статического равновесия. | Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 век, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками. |
14. Тест на оценку общего уровня психомоторного развития. | Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги шайбу. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см. |
nsportal.ru