Таблица по биологии строение скелета человека: Основные отделы скелета человека

Содержание

Основные отделы скелета человека

Добро пожаловать на урок!

Давайте вспомним!

  • Положение человека в системе органического мира.
  • Отличительные признаки животных.
  • Какая система органов обеспечивает движение?
  • Какие вы знаете скелеты, приведите примеры.

Внимание!

  • Исходя из сказанного, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель биологии ГУ лицей Токсанова Асемгуль Сериковна

Открытый урок: тема: Основные отделы скелета человека

Биология

8 класс

2013 год

Цель урока:

Изучить отделы скелета человека, сравнить со скелетом млекопитающих, сделать выводы .

Вспомним строение скелета у млекопитающих

Типы соединительных тканей

?

Отделы скелета:

3. Скелет конечностей:

1.Скелет головы- череп.

в) Пояс нижних конечностей.

а) Пояс верхних конечностей.

г) Скелет нижних конечностей.

2.Скелет туловища:

позвоночник, грудная клетка.

б) Скелет верхних конечностей.

Задание в группах

1 группа

Изучить строение скелета головы ( лицевой и мозговой части) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

2 группа

Изучить строение скелета туловища (позвоночника и грудной клетки) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

3 группа

Изучить скелет конечностей (пояса конечностей, свободную верхнюю и нижнюю конечность) Заполнить таблицу и показать расположение костей на скелете.

Сводная таблица: «Строение скелета человека»

Отделы скелета

Чем образованы

Скелет головы

Название костей

1.Лицевой отдел

2. Мозговой отдел

Скелет туловища

Соединение костей

1.Грудная клетка

2.Позвоночник отделы:

— шейный

— грудной

— поясничный

-крестцовый

— копчиковый

Скелет конечностей

1. Пояс верхних конечностей

2. Скелет верхней конечностей

3. Пояс нижних конечностей

4. Скелет нижних конечностей

Сравнение скелета человека и животного:

1. На основе изученного, перечислите сходства в скелетах и сделайте вывод !

2. Подумайте и назовите отличия в отделах скелета человека, с чем они связаны?

Сделайте вывод!

Отличительные признаки в скелете человека (Антропоморфозы) связаны

С трудовой

деятельностью:

Преобладает мозговой отдел

черепа.

Меньше развиты челюсти.

Подвижность пальцев.

Противопоставление большого

пальца остальным.

С прямохождением:

Позвоночник имеет четыре изгиба.

Грудная клетка расширена

в стороны.

Подвижное соединение костей

предплечья.

Широкий, в форме чаши тазовый

пояс.

Массивные нижние конечности.

Сводчатая форма стопы.

Выполните задание « Четвертый лишний», зачеркнув в каждом ряду лишнее понятие.

1. Скуловая кость, височная, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

2. Лопатка, плечевая кость, локтевая, лучевая.

3. Грудина, ребра. Грудной отдел позвоночника, ключица.

4. Поясничный отдел, крестцовый, копчиковый, тазовые кости.

Выполни тест

1. Из каких отделов состоит скелет человека:

А) из 2-х

Б) из 3-х

В) из 4-х

2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

А) скуловая;

Б) носовая;

В) лобная.

3. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

А) 12 позвонков;

Б) 5 позвонков;

В) 7позвонков.

4. Какие кости черепа подвижны:

А) носовая;

Б) нижняя челюсть;

В) скуловая;

5. Пояс нижних конечностей образуют:

А) тазовые кости;

Б) бедренная и берцовые кости;

В) крестец;

6. Скелет свободной верхней конечности образуют:

А) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

Б) лопатка и ключица;

В) ребра и грудина.

Спасибо за урок!

Неделя литовской культуры-2015

Дни литовской культуры проходят в гимназии с 2003 года, и это стало доброй традицией. За это время реализован не один образовательный проект, гимназия принимала видных деятелей культуры, искусства и литературы Литвы.

Гостями церемонии открытия Недели стали заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, фольклорный коллектив «Рутяле» (г. Гурьевск) под руководством Ирены Тирюбы, фольклорный коллектив (художественный руководитель Ирма Куркова) из пос. Переславское «Куполите». Ирена Тирюба рассказала о народных литовских инструментах и особенностях национального костюма.

В рамках реализации гимназического проекта «Неделя литовской культуры» состоялась открытая лекция Б.Н. Адамова для учащихся гимназии. Борис Николаевич Адамов — член правления и один из организаторов Калининградского клуба краеведов, автор книги «Кристионас Донелайтис. Время. Люди. Память». В лекции об известных литовцах Кёнигсберга он особое внимание уделил Людвигу Резе – литовскому поэту, критику, переводчику, профессору и ректору Кёнигсбергского университета.

Тренер баскетбольной команды БФУ им.И. Канта Гедиминас Мелунас провел мастер-класс для баскетбольной команды 5«А» класса. Ребятам были показаны новые техники и приемы игры в баскетбол, которые многому  их научили. Время пролетело очень быстро, но тренер обещал встретиться еще раз.

Учащиеся 10-х классов, слушатели Школы юного дипломата, совершили визит в Генеральное консульство Республики Литва. Это событие стало частью программы Дней литовской культуры в гимназии № 40.

 Учащихся встречали Генеральный консул господин Витаутас Умбрасас и атташе по культуре господин Романас Сенапедис, которые очень тепло и радушно отнеслись к гостям. На встрече обсуждались такие вопросы, как путь дипломата в профессию. Другой интересующей всех участников темой был вопрос молодежного международного сотрудничества. Учащиеся поделились своим впечатлениями от проектов с литовскими школами и гимназиями. Другим вопросом обсуждения стала деятельность консульства в сфере обмена культур на территории Калининградской области. 

10-я юбилейная Неделя Литовской культуры в гимназии № 40 завершилась 20 февраля 2015 г. Почетными гостями церемонии стали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов, Витаутас УМБРАСАС, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики, заместитель председателя ассоциации учителей литовского языка в Калининградской области Альгирдас Кормилавичус, руководитель общественной кафедры «Образование и дипломатия» гимназии №40, главный специалист-эксперт Представительства МИД России в Калининграде Юлия Изидоровна Матюшина.

 Были подведены итоги Недели, награждены участники и победители различных конкурсов. В конкурсе чтецов «По следам  литовских поэтов» среди учащихся 5-11 классов победителями стали Булаев Дмитрий, ученик 6«С» класса, Балесная Мария, ученица 7«Б» класса, Даудова Деши, читавшая стихотворения на литовском языке. В фотоконкурсе «Путешествие по Литве» победителем конкурса стала творческая группа 8«О» класса (Волошина Тамара, Громазина Арина, Рубцова Лариса Владимировна). Дипломы победителям вручали руководитель представительства МИД России в Калининграде Павел Анатольевич Мамонтов и Витаутас Умбрасас, министр-советник, исполняющий обязанности генерального консула Литовской Республики. Ярким украшением Церемонии закрытия стало выступление народного коллектива лицея № 35 «Жюгелис (žiogelis)» (руководитель Альгирдас Кормилавичус) и музыкального коллектива гимназии № 40 «Канцона» (руководитель Н.В. Литвинова).

Список альбомов пуст.


Сходство и различия в строении скелета человека и животных

У человека и большинства млекопитающих скелет имеет похожий тип строения и состоит из одинаковых отделов, образованных подобно расположенными костями. Подобность в строении скелета доказывает происхождение человека от животных.

Но отличительной чертой человека и животных является способность к труду и разум. Это наложило существенный отпечаток и на строение скелета. Скелет человека имеет ряд особенностей, которые отличают его от скелета млекопитающих. Способность к прямохождению и трудовая деятельность также повлияли на изменения в строении скелета человека.

Особенности строения черепа

Мозговой отдел черепа человека имеет намного больший объём, чем у любого животного с телом такого же размера.

Лицевой отдел черепа человека имеет размер меньше, чем мозговой, а у животных, наоборот, он развит значительно больше.

Замечание 1

Связано это с тем, что у животных челюсти являются органом добывания пищи, нападения и защиты, поэтому они более развиты, а головной мозг имеет меньший объём, чем у человека.

Особенности скелета туловища

В связи с прямохождением тело человека занимает преимущественно вертикальное положение и опирается лишь на нижние конечности. Такое положение тела освободило руки от функции хождения.

В позвоночнике взрослого человека формируются четыре изгиба, которые образуют профиль латинской буквы S — это придаёт ему упругость. Образовались такие изгибы в результате перемещения центра тяжести тела из-за вертикального положения тела. Это способствует сохранению человеком равновесия. Во время ходьбы, движений благодаря изгибам позвоночник человека пружинит и толчки смягчаются. У животных, которые опираются на четыре конечности, такие изгибы отсутствуют.

Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны и сплющена в спинно-грудном направлении. У животных она наоборот сжата с боков и вытянута книзу.

Особенности скелета верхних и нижних конечностей

Широкий и массивный пояс нижних конечностей расширен, чашеобразной формы. Он поддерживает внутренние органы. Также благодаря тазу масса тела переносится на нижние конечности. Поскольку масса тела животных равномерно даёт нагрузку на все четыре конечности, то и тазовый пояс у них узкий и длинный.

Кости нижних конечностей человека более массивные и более толстые, крепкие, чем кости рук, поскольку вся тяжесть тела даёт нагрузку на ноги. Кости стопы образуют свод, который выпуклой частью обращён вверх — это смягчает толчки во время ходьбы. У животных отсутствует значительная разница в строении костей задних и передних конечностей.

В связи с трудовой деятельностью человек имеет особенное строение кисти руки (одно из самых характерных отличий человеческого скелета) — кости пальцев соединены с пястью подвижно, большой палец самый подвижный, хорошо развит и противостоит другим, что имеет важное значение для трудовой деятельности. Благодаря большой подвижности передних конечностей, в особенности пальцев, человек способен выполнять руками самые разнообразные движения и работу.

Замечание 2

План строения скелета человека и млекопитающих общий, но, в связи с прямохождением, способностью к трудовой деятельности и высоким развитием нервной системы, скелет человека имеет определённые отличия.

Урок 22. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью | Поурочные планы по биологии 8-9 класс

Урок 22. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью